Полотенце. Тверская губерния.

Feb 04, 2011 20:36



Это скан лицевой стороны полотенца Тверской губернии, предположительно Новоторжского уезда.

А теперь всё по порядку.

У полотенца этого была сложная судьба. Недавно оно вернулось на родину из-за окияна, куда было вывезено представительницей непостижимой породы двуногих существ, позорящих звание человека. И зачем? Для того, чтобы продать его в "антикварной" лавке захолустного городишка, где продаются лишь рыболовные снасти и фотоаппараты пятидесятилетней давности. Продать дешевле, чем продают такие вещи у нас тут. Думаете от голода и жизненных напастей попёрлась в лавку сытая тётка, получившая бесплатное образование в СССР, позволяющее ей теперь безбедно жить, обучая американских тётенек нехитрой хореографии для сброса жирка? Она для них почти богиня - как же, её родственники танцуют в "Bolshoi" !
Но, вероятно, такая коммерция у хозяйки в лавке не задалась, в мэйн-стрим не попала. И хозяйка лавки сделала правильно - продала его обратно на родину, вероятно, себя при этом не обидев. И слава богу! Я тоже не обиделась.
Теперь смотрите.
Вот полотенце на вешалке - сверху один конец обращён к нам лицом, а снизу - второй конец виден с изнанки:



Скан изнаночной стороны:



Совершенно неотличимо от лица. И где, и как убраны концы нитей - не видно.
Понятно, что вышивка выполнена росписью, ортодоксальный вариант.
Помню, читала я где-то, вероятно, у классиков, что птицы "сухопутные" соответствуют небу и дню, а ночи и подземному миру, по которому солнце совершает свой ночной ход в обратную сторону, соответствуют водоплавающие птицы.
Читала, что и на классических русских вышивках бывают птицы "сухопутные" и водоплавающие, и что изображаются они по-разному. Читала и думала - а откуда классики это взяли и почему так уверенно этот вопрос трактуют? Понедоумевала, да забыла. А посмотрела на это полотенце, и удивилась. Вверху - птицы "сухопутные", а внизу-то - водоплавающие(ножек-то у них нет - они всем тельцем "плавают" на нижней границе вышивки)! И плывут эти водоплавающие в другую сторону! С ума сойти. Прямо как географическая карта. Наверху - север. Солнце вместе с "сухопутными" птицами идёт справа - налево( с востока на запад), а ночью с водоплавающими - слева направо( с запада на восток). Наверное, классики на то и классики, чтобы верно чувствовать. Но всё равно сомнения нам иногда не повредят.
Птички чудо как милы. И "сухопутные":



И водоплавающие:



Полотенце вышито на полотне совсем узеньком ( 31.5 см - 32.5 см ). А пришито к холсту более широкому. На одном из концов это несоответствие просто бросается в глаза. Полотно вышитой части более мягкое, а невышитой части - довольно жёсткое, как бы новое по сравнению с вышитым куском. Полагаю, так и есть. Вышивка, вероятно, старше невышитого полотна. Очень может такое быть. Вышивку взяли со старого полотенца и пришили к новому холсту.

Раппорт повторён два с половиной раза. Никаких усилий по симметризации расположения композиции на полотне не было сделано, как это у нас и бывает обычно. Хозяйка лавки скромно выдвинула версию : "Вероятно, это часть дизайна?"( то бишь задумки, то есть задумано так было?).

Ограничена вышивка рядами скромной подрубочной мережки.
Никаких данных о географии у меня не было. Ну, конечно, северные губернии. Но какая из них?
Разгадка пришла неожиданно. Согрешу.
Сравните два изображения - это раппорт узора на моём полотенце:



А вот - раппорт полотенца из экспозиции Тверского музея крестьянского быта. На табличке указано - Новоторжский уезд:



Вопросы у присутствующих есть? Вопросов нет. Различие - минимальное. На моём - баранячи роги, а на музейном - это уже не баранячи роги, а подбоченившаяся главная дама нашей мифологии. Что неудивительно, мы постоянно видим, как эти элементы "заменяют" друг друга, то есть оказываются на месте друг друга.
А вот и само полотенце:



Да, без птичек, вместо птичек другие элементы. Но композиция - та же. И точно также уместилось два с половиной раппорта, и точно также они расположились на полотенце, прибившись к одному краю.
Правда здесь ещё добавление, но на верхней части, оставшейся на моём полотенце невышитой. Здесь ещё одна вышивка - "кумки со свечами" в поясном варианте.
Посмотревши внимательно на этих кумок, заподозревала я, что кумки могут быть запросто от другого полотенца - более позднего. Вышиты они что-то более длинными стежками(более халтурно). Это очень, очень подозрительно!



Это, возможно, была более поздняя сборка, нежели основная вышивка. Как и в моём полотенце.
К сожалению, подпись к экспонату я смогла найти только на снимке, сделанном из середины зала:



Не всё разбираемо, но эта информация в природе есть - так что уточнить это можно:

"Полотенце XIXв. Работа М.В....(чья-то, фамилия указана)
д. Маслово (??? или что-то такое). Новоторжский уезд. ...(Лён.. ???), роспись, перевить."

Интересно, ЧТО они там "перевитью" называют - подрубочную мережку в два скро-о-о-омненьких рядочка?
Похоже, термину "перевить" тоже хорошо досталось от наших людей...
Однако ж - 19 век! Не как обычно - рубеж 19-20веков, а чётко указано - 19-й! И мой, наверное,- 19-й. Как видим роспись тогда была более убористая - это уж потом стежки были чуть не по пол-сантиметра.

Я просматривала бегло по основным книжкам, не найдётся ли что-нибудь похожее, но такого же близкого родственника не нашла. Тверских птичек наловила целую стаю, все в бордюрчиках, маленькие такие, чудненькие. Похожие на моих, но точно таких же не нашла.
В кн. Масловой "Народный орнамент верхневолжских карел" (http://www.bolesmir.ru/index.php?content=text&name=o776 ) на стр.89 (Табл.XLVII, рис.4) приведён орнамент с полотенца Сандовского района Тверской области :



Вот из какого текста идёт ссылка на этот рисунок(см. стр.82):
"Большое место в узорах полотенец отведено РАСТИТЕЛЬНЫМ МОТИВАМ. Своеобразной группой среди них являются ПРЯМОЛИНЕЙНО_ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ узоры, выполненные преимущественно двусторонним швом "отшивкой" - красной бумагой по холсту (рис.4,5 табл.XLVII). Характерный мотив этого типа орнаментики - прямоугольник, составленный из четырёх веточек, напоминающих сосновые ( рис.4 табл.XLVII ), и встречающийся также в вышивках Карело-Финской ССР."(слова выделены автором)

Заметим, что Маслова употребляет выражение "двусторонний шов" корректно - то есть слово "двусторонний" является здесь указанием на свойство, признак шва, а в качестве названия она употребляет слово "отшивка", которое берёт в кавычки именно для обозначения того факта, что это НАЗВАНИЕ шва, одно из местных названий. Ох, если бы все поступали так разумно!

P.S. Для одной любознательной дамы - крупно - как пришито кружевце к полотенцу.
Лицо:



Кажется, тот же кусочек с изнанки:



То есть самым простым из всех мыслимых способов - через край впритык без перехлёста.

публикация предмета-вышивка, публикация предмета, обрядовое полотенце

Previous post Next post
Up