Метро на Виноградарь. Июль-сентябрь. Часть 1

Sep 16, 2020 14:17



Прошло три месяца после последнего отчета с Виноградаря, поэтому пора уже посмотреть, что изменилось за этот период на стройке. Отчет снова будет разбит на две части и сегодня мы увидим, что изменилось на площадках в районе станции "Мостицкая". ТПМК, ЦСО, СТП и прочие аббревиатуры - обо всем этом поговорим в этом отчете. Смотрим!

За последние три месяца изменения коснулись практически всех участков. Где-то даже появились тоннели и другие постоянные конструкции, которых все так долго ждали. В ближайшее время красной заливки на схеме должно стать еще больше. Разве что на 215-х площадках нет заметных изменений: на площадке 215-2 их и не должно быть, пока не будут построены тоннели, а на шахтных стволах грядут какие-то изменения в проекте и до выдачи проектного решения работы поставлены на паузу. Поэтому этот и следующий отчет посвятим всем остальным площадкам. Сегодня посмотрим, что изменилось на площадках с номерами 214 и 214-1, которые находятся в районе будущей "Мостицкой". А во второй части отчета на все остальное.


1. Пожалуй, самое ожидаемое изменение за последние месяцы - запущен тоннелепроходческий комплекс для проходки тоннелей от "Мостицкой" в сторону "Сырца". В этот раз я уже не буду перечислять причины, по которым многократно переносился пуск (все это есть в предыдущих отчетах); давайте лучше немного вернемся назад и вспомним, как проходили последние этапы сборки щита. Три месяца назад он был практически полностью собран, недоставало лишь планшайбы, стартовых колец и некоторых других мелочей + заключительной части пуско-наладочных работ.


2. Перед сваркой детали планшайбы были составлены рядом и максимально точно подогнаны друг к другу. Основную часть сварочных работ выполняли наши специалисты по контролем представителей завода-изготовителя щита (Herrenknecht). Некоторые работы по части сварки делали сами немцы, но мне не удалось застать этот момент.


3. О сварке планшайбы было сказано уже достаточно, поэтому сегодня давайте посмотрим на некоторые детали процесса, ранее оставшиеся за кадром.


4. Перед сваркой детали планшайбы стягиваются между собой болтами и при необходимости положение отдельных частей регулируется между собой в пространстве. Позже все эти крепления снимаются, а "уши" под них срезаются. Под болтами мы видим фаску для выполнения сварочного шва.


5. Размер деталей, креплений и толщину металла на сварочных швах вы легко можете оценить по этому фото.


6. Некоторые стяжки дополнительно закреплялись стальными пластинами перед сваркой основного шва.


7. Поскольку металл очень толстый, его необходимо дополнительно прогреть перед сваркой. Это позволяет снизить риск образования трещин, излишних напряжений в металле и т.д. В общем случае выравнивается скорость остывания наплавляемого и основного металла.


8.


9. Еще одно фото, на котором можно впечатлиться толщиной металла планшайбы.


10. В процессе сварки к планшайбе приваривается огромное число недостающих деталей. Здесь, например, стояла проушина, с помощью которой транспортировалась эта часть планшайбы.


11. Эти стальные листы я вообще не ожидал тут увидеть. Кроме того, по краям шва можно увидеть зубцы, которые были установлены уже после сварки шва.


12. И таких не очевидных деталей оказалось довольно много. Даже зная толщину металла, я сперва удивился заявленному сроку сварочных работ - две недели. После того, как в огромном количестве появились недостающие детали, стало ясно, на что будут потрачены эти самые две недели.


13. Еще одна недостающая деталь - шарошки. Часть из них была установлена на месте, часть на заводе. По сравнению с предыдущей планшайбой, которая работала на Теремках, шарошек стало значительно больше. Поскольку шарошки нужны для разбивания твердых грунтов и мелких валунов, можно предположить, что их стало больше из-за грядущей проходки в довольно твердой спондиловой глине (в нее щит войдет ближе к 215 стволу).


Вкратце процесс сварки планшайбы можно посмотреть на этом видео.

image Click to view



14. 13 августа планшайба была установлена на место.


15. Фас, анфас. Для монтажа был заказан отдельный кран, т.к. вес планшайбы около 60 тонн, а штатный козловой кран имеет грузоподъемность всего 50 тонн.


16. Для монтажа планшайбы было срезано несколько диагональных расстрелов, иначе бы она просто не пролезла вниз.


17. После того, как планшайба опустилась вниз, с помощью штатных домкратов щит прижимают к планшайбе (расстрелы хоть и срезаны, но маневрировать там с грузом все равно нет возможности). Поскольку щит наклонен вперед (вы же помните, что в том месте уже идет спуск в сторону Сырца?), нижнюю часть планшайбы дополнительно притягивают лебедками.


Эти моменты хорошо видны на видео, где запечатлены все этапы монтажа планшайбы.

image Click to view



18. Установленная планшайба.


19. До пуска теперь остается провести весь оставшийся комплекс испытаний, который был невозможен пока не было планшайбы.


20. Как-нибудь детально рассмотрим, что происходит на мониторах оператора тоннелепроходческого комплекса.


21. Накануне пуска была разобрана деревянная закидка в стене в ограждении котлована и щитом был подперт лоб забоя, чтобы грунт не осыпался внутрь. То есть в стену щит фактически вошел на день раньше официального пуска, хотя полноценную проходку в тот момент еще не начинал.


Видео захода щита в стену.

image Click to view



22. Еще до монтажа планшайбы на площадку начали прибывать тоннельные блоки. Конкретно эти (без уплотнительных резинок) - для временных (стартовых) колец.


23. Стартовые кольца нужны, чтобы щит мог начать движение: перемещение щита происходит путем отталкивания домкратами от уже смонтированного тоннеля. Поэтому и сооружается рама, в которую упираются стартовые кольца тоннеля. В дальнейшем эту толстую сардельку внутри котлована разберут.


24. Торжественный пуск состоялся 2 сентября.


25. Символическая стартовая кнопка.


26. Что ж, щит пошел вперед, выдавив из забоя характерную пену, которую подают в призабойную камеру. Пожелаем "Галине" успешной проходки, ведь впереди 1256 метров непростых (а местами и очень сложных) грунтов.


27. Спустя неделю от щита остался только тоннель из временных колец (по проекту считается, что их 11, хотя последнее кольцо по идее находится уже внутри будущей стены станции) и хвост, торчащий из тоннеля.


28. Сейчас и этот хвост уже скрылся внутри временного тоннеля. Щит суммарно уже прошел 35 колец (24 постоянных и 11 временных). Одно кольцо имеет ширину 1,2 метра. Сейчас строители готовятся к демонтажу временных колец, а также к наращиванию хвостовых тележек. Напомню, что пока не хватает четырех тележек, на которых будет располагаться высоковольтный ввод, вентиляционное оборудование и др.


29. Грунт уже сейчас не вызывает восторга :) И это еще не дошли до водоупора. Откатка породы и подача блоков пока организована по временной схеме с помощью лебедок. Также по временной схеме на щит заведены некоторые коммуникации, пока не будут подключены все тележки. После того, как щит будет полностью смонтирован, а временные кольца разобраны, проходка должна пойти значительно веселее.


30. Внутри. Спереди сам щит с домкратами, слева шнек, с помощью которого грунт извлекается из призабойной камеры на конвейер.


31. Домкраты, которыми щит отталкивается от уже смонтированного тоннеля. Для установки нового кольца их отжимают, ставят блоки, в них снова упираются домкраты и процесс повторяется.


32. Под имеющимися телегами уже смонтирован рольганг - специальный конвейер, с помощью которого блоки подаются к блокоукладчику.


33. Практически собрали и довели до ума мультимашину, которая будет выполнять сразу несколько функций: откатка породы, подача раствора для нагнетания за обделку и подача тоннельных блоков.


34. Машинка двухсторонняя. Хорошо, что в Киеве наконец заменят КрАЗы, которыми раньше делали подобную работу: с помощью нового транспортера работа будет идти быстрее и безопаснее, да и выхлопа от него скорее всего поменьше будет. На тему выхлопа: удаляться он будет обычной принудительной вентиляцией, которую всегда заводят на щит.


35. Емкость для раствора. Многие любят "остроумно" шутить про развал-схождение у этого агрегата, но давайте вспомним, какую форму имеет тоннель, по которому будет ездить эта машина :)


36. Бадья для выдачи грунта выглядит так. Должен быть по меньшей мере еще один такой же транспортер, чтобы максимально запараллелить все процессы (один разгружается, другой с блоками и пустой бадьей поехал к щиту).


37. Со щитом разобрались. Давайте теперь посмотрим, что еще изменилось рядом на площадке, ведь тут же ведется строительство конструкций по совмещенную тягово-понизительную подстанцию (СТП). Практически на всем протяжении котлована были забетонированы перекрытия между подвальной частью и основным уровнем СТП.


38. Тут просто огромное количество кабель-каналов.


39. Вся плита дырявая, словно голландский сыр.


40. Еще одна заходка.


41. Плита забетонирована вплоть до северного торца котлована.


42. Необычное новшество: петельки для закрепления/перемещения тяжелого оборудования. Раньше таких на СТП не делали. С этой стороны по идее должна располагаться трансформаторная часть СТП и, вероятно, петельки сделаны под шкафы с трансформаторами.


43. Петельки немаленькие.


44. В подвальных помещениях СТП возводятся внутренние стены.


45.


46. После некоторой паузы было продолжено армирование стен СТП и тоннелей.


47.


48. Вернемся на пару месяцев назад. Уже знакомая вам гидроизоляция по всей высоте стен.


49. С противоположной стороны.


50. Просто красивые полоски из теней :)


51. Сейчас стены уже частично забетонированы и этот процесс продолжается.


52. Перемещаемся на соседнюю площадку. С пиццерией пока все глухо, а платформенная часть в принципе запланирована на последний этап строительства. Поэтому в этих местах по-прежнему изменений нет. Зато соседняя площадка этим летом подросла и под нее отгородили еще часть улицы.


53. Здесь начаты подготовительные работы под строительство конструкций вестибюля "Мостицкой". Когда вестибюль построят, сверху пустят движение и перегородят другую часть улицы, где должна быть платформа станции. Что касается вестибюля, то по нему пока продвинулись не слишком далеко, т.к. перенесены еще не все коммуникации.


54. Кстати, на счет коммуникаций. Их перенос продолжается и последнее время значительно ускорился.


55. Основные же изменения на этой площадке произошли в месте примыкания тоннелей перегона "Мостицкая" - "Проспект Правды" к конструкциям будущей станции. В начале лета тут было начато полноценное раскрытие котлована.


56. Первые расстрелы.


57. Тоннели тут начинают сближаться друг с другом, поэтому левый край котлована имеет загиб.


58. Котлован растет!


59.


60. После растянувшихся подготовительных телодвижений за котлован взялись довольно быстро.


61. А вот уже и ложе под левый перегонный тоннель видно (на фото он справа).


62. Это будет направление из центра к Виноградарю.


63. Вскоре возникла и первая подбетонка в этом же месте.


64. А затем и вторая на месте соседнего тоннеля.


65. После укладки гидроизоляции на подбетонку в начале сентября были смонтированы первые блоки цельно-секционной обделки (ЦСО)!


66. Ширина одного блока - 1 метр.


67. Сейчас смонтировано уже 17 блоков. Для дальнейшего монтажа требуется сначала провести новый этап работ по гидроизоляции.


68. Блоки ЦСО состоят из двух половинок, которые будут омоноличиваться между собой.


69. Обратите внимание на высоту подбетонки под соседний тоннель.


70. Дальше тоннели становятся двухъярусными, поэтому правый перегонный тоннель (на фото слева) будет подниматься на верхний уровень, а левый подныривать под него.


71.


72. Примерно в этой точке ЦСО закончится и за моей спиной начнутся конструкции станции.


73. На сегодня все, завтра посмотрим на остальные площадки.


См. также:
Метро на Виноградарь. Апрель-июнь. Часть 1
Метро на Виноградарь. Апрель-июнь. Часть 2
Сборка проходческого щита на Виноградаре
Метро на Виноградарь. Январь-март 2020
Метро на Виноградарь. Итоги 2019 года
Другие публикации о строительстве метро на Виноградарь
Проектная трасса метро на Виноградарь
Метро на Виноградарь. Старые и новые схемы

Киев, Виноградарь, метрострой, СПЛ, видео, Мостицкая, метрополитен

Previous post Next post
Up