Метро на Виноградарь. Что нового?

Mar 25, 2020 21:58



Сегодня на повестке дня у нас будут изменения на площадках с января по март. Период довольно продолжительный, поэтому изменения оценить особенно интересно. Но для начала немного о том, что может ожидать киевские стройки в ближайшее время. Метро на Виноградарь - лишь одна из них.

Думаю, вы догадываетесь, что в условиях всеобщего карантина практически не осталось сфер, которые никак не затронули последние события. И ситуация на многих стройках становится все более неопределенной, а строители все меньше понимают, что будет завтра. Я специально пишу "на многих", а не "на всех", т.к. существует множество факторов, влияющих на конкретную стройку. Где-то пока все по-прежнему, а где-то количество людей уже сейчас стало ощутимо меньше. Ситуация же с карантинными мерами все больше ужесточается, хотя непосредственно строительную сферу она формально пока не затронула. Но любое строительство ведется не в вакууме и зависит от внешней среды. В связи с ограничением перевозок сейчас много вопросов по доставке людей на объекты. А если материалы поставляются из-за рубежа, то с ними возникает еще больше вопросов (грузы хоть и могут ходить между границами, но далеко не все поставщики сейчас готовы отгружать материалы). Плюс общий спад в экономике, последствия которого пока трудно предположить. Уже сейчас киевские власти подумывают над урезанием финансирования ряда объектов, чтобы снизить нагрузку на бюджет. Все это никак не способствует позитивным настроениям и, хотя система продолжает работать как бы по инерции там, где деньги уже были выделены ранее и были закуплены материалы, совершенно неясно, какие стройки будут функционировать через неделю или через месяц.

Что ж, будем надеяться, что ситуация в стране и в мире как можно быстрее устаканится и мы выйдем из нее с минимальными потерями. Будьте здоровы и давайте смотреть сегодняшний отчет.

Первым делом посмотрим на схему участка. За последние пару месяцев она слегка обновилась, а к станции "Проспект Правды" с обеих сторон уже подобрались заборы.


1. Начинаем наш обзор с 215-го шахтного ствола неподалеку станции "Сырец". Напомню, что здесь должна быть обустроена демонтажная камера для проходческого щита, который придет от "Мостицкой". То есть к существующему стволу будет примыкать тоннель большого диаметра (лишь немногим меньше, чем 10-метровый диаметр самого ствола), в противоположный торец которого войдет проходческий щит, обладающий диаметром обычного тоннеля метро. Строительство этого примыкания сопряжено с рядом трудностей: фактически нужно будет разобрать половину нижней части ствола, что, в свою очередь, создаст угрозу просадки его верхней части (если не предпринять дополнительных мер). Хотя сама демонтажная камера будет сооружаться в спондиловой глине (то есть в достаточно устойчивой породе), верхнюю часть ствола окружают слабые водонасыщенные грунты и их нужно дополнительно укрепить перед началом строительства демонтажной камеры. Было выбрано сразу несколько путей решения этой проблемы: во-первых, проводилось химическое закрепление грунтов вокруг ствола (см. предыдущие посты про метро на Виноградарь); во-вторых, ствол был дополнительно закреплен анкерами в окружающей его породе, чтобы воспрепятствовать сползанию вниз. Результат работ по анкерению можно видеть на этом фото: в верхней части фотографии видно, что одно из тюбинговых колец имеет бетонные пробки между ребрами тюбингов. Внутри этих пробок и расположены анкеры для закрепления ствола. А мы давайте посмотрим, что происходит внизу.


2. Здесь над будущей демонтажной камерой проводится бурение скважин и задавливание в них лонгаринов с помощью домкрата.


3. Лонгарины - это защитный экран из труб (диаметр каждой 20 см с хвостиком), которые будут помещены внутрь грунта над будущим примыканием демонтажной камеры к стволу. Поскольку строительство первых метров камеры - это наиболее ответственный и опасный процесс, этот защитный экран будет дополнительно страховать от вывала породы в забой. Для повышения прочности каждая труба наполняется цементно-песчаным раствором.


Чтобы было понятнее, как будет работать защитный экран, вот вам как бы разрез лонгаринов внутри грунта. Это вид на ствол сверху. Слева под лонгаринами и будет построена демонтажная камера с соответствующим примыканием к стволу.


4. Перемещаемся на площадку 215-2, где будет расположена вентшахта перегона "Мостицкая"-"Сырец". Она находится всего в 300 метрах от монтажной камеры, где стартует щит, поэтому ряд работ по этому объекту должен быть выполнен до прихода щита. В частности, речь идет о стене в грунте, которую нужно построить заранее. Еще зимой здесь началась подготовка к ее сооружению.


5. В марте приступили к строительству и самой стены. Кстати, в точках прохода щита сквозь стену, будет установлена полимерная арматура.


6. Дальше посмотрим на площадку 214-1, где расположена монтажно-щитовая камера. На ней мы остановимся очень подробно и отследим всю динамику за два с половиной месяца, т.к. тут произошли наиболее интересные изменения. Это январское фото, где видно, что на территории будущей СТП (совмещенная тягово-понизительная подстанция) "Мостицкой" только-только достигнута нижняя точка котлована и то только с одной стороны. С противоположной стороны еще копать и копать.


7. В будущей монтажной камере к середине января была сделана бетонная подготовка, то есть обустроен подоснова, на которой будет строиться все остальное, включая мощную лотковую плиту из железобетона.


8. Вид в противоположную сторону. На месте будущей СТП еще видим огромное количество грунта.


9. Спустя пару недель. В свободном от грунта торце СТП началось обустройство бетонной подготовительной основы.


10. Этот уступ - не что иное, как будущий правый тоннель, по которому поезда будут катиться из Виноградаря в центр.


11. На территории монтажной камеры был уложен гидроизоляционный слой, поверх которого на момент этой съемки уже шла укладка бетонной стяжки. Поэтому гидроизоляцию в виде характерной желтой мембраны видно только по краям камеры.


12. Вообще технология проведения гидроизоляционных работ на строительстве метро в Киеве существенно изменилась (по сравнению с предыдущими станциями). Гидроизоляция не только стала технологичнее и сложнее, но и обрела некоторые элементы, которых ранее на отечественных метростройках не было. Вот, например, гидрошпонки, с помощью которых разлинеена бетонная поверхность и стена на фото. Это такие специальные прокладки из ПВХ, которые устанавливаются в тех местах, где при бетонировании образуются холодные швы (то есть место стыковки бетонных заходок, выполненных в разное время), либо там, где предполагается обустроить деформационный шов. Для каждого конкретного случая гидрошпонка имеет свой профиль и повышает эффективность гидроизоляции. Впрочем, применительно к подземным сооружениям гидрошпонка несет еще одну функцию и совсем необязательно ставится там, где будет холодный или деформационный шов. На фото хорошо видно, что гидрошпонка как бы делит пол и стену на секции и на следующей картинке вы узнаете зачем это сделано.


13. Тут "слоеный пирог" гидроизоляции видно во всей красе. Внизу видно ту самую гидрошпонку черного цвета, выше желтая мембрана, еще выше геотекстиль. И ко всему этому прикручен целый моток полых трубок. Эти трубки закреплены в определенных местах на мембране с помощью так называемых инъекционных штуцеров (как-нибудь покажу, как они выглядят). В случае, если в будущем в мембране возникнут протечки, то с помощью этой инъекционной системы можно будет дистанционно закачать специальный гель и "вылечить" мембрану. Секционирование мембраны с помощью гидрошпонок нужно, чтобы разделить ее на небольшие участки. Тогда, с одной стороны, при возникновении протечек вода не будет свободно перемещаться вдоль всей конструкции и проблемное место можно будет легко локализовать. С другой стороны, при закачке "ремонтного" геля не нужно будет его фигачить на всю площадь стены или пола. В старых тоннелях подобные работы по лечению протечек требуют бурения скважин в тоннельных конструкциях и закачки специальных растворов за обделку. По идее новая система должна быть более простой и точной. Но посмотрим, как она поведет себя на практике. Меня вот смущают эти инъекционные трубки, т.к. интуитивно кажется, что их просто придавит бетоном сверху и ничего потом не закачается. Если вы знаете примеры и результаты использования этой "ремонтной" системы в мировой практике, напишите, плз :)


Нашел для вас подходящую картинку, где видно все слои подобной конструкции. Циферкой 8 подписан штуцер с инъекционной трубкой, а цифрой 7 - гидрошпонка, которая делит мембрану на секции. На следующих фото вы еще насмотритесь на гидроизоляцию, разлинееную гидрошпонками, поэтому давайте двигаться дальше.


14. Точка начала строительства тоннеля в сторону "Сырца" угадывается все лучше.


15.


16. В начале февраля мы видим, что бетонная подготовка на месте СТП продолжает расти, а оставшегося в котловане грунта становится все меньше. Уже читаются оба "уступа", по которым будут ходить поезда, а между ними будет построены конструкции непосредственно СТП.


17. Если не ошибаюсь, суточный объем раскрытия котлована доходил до 800 кубометров.


18. Укладка гидроизоляции пришла и в СТП.


19. Середина февраля и объем раскрытого котлована все больше.


20.


21. Вот тут снова видно, как гидрошпонка делит мембрану на части.


22. Тем временем на монтажной камере начинается монтаж арматурного каркаса лотковой плиты.


23. Пока велись работы по гидроизоляции, сварщики параллельно готовили будущие элементы каркаса.


24. Полплощадки ими было завалено ))


25. Лотковая плита в монтажной камере имеет сложный профиль, поэтому арматурный каркас здесь также не из простых.


26.


27. Параллельно вязке каркаса началось бурение отверстий в стене в грунте для разметки контура будущего тоннеля к "Сырцу".


28. Отверстия прорезаются специальным станком, который закреплен на направляющей. Направляющая в свою очередь крепится к стене анкерами.


29. Бурение проводится коронкой с алмазным напылением, а отверстия должны быть сделаны по всему контуру будущего тоннеля, а так же в середине. После чего бетон извлекается изнутри, края дорабатываются ломом и какой-то матерью, а отверстие закладывается досками до момента старта щита.


30. Последующие пару недель у меня не было возможности делать новые снимки, поэтому несколько фотографий для публикации любезно предоставлены grenka89. Арматурный каркас продолжает расти.


31. Больше арматуры богу арматуры!


32. Весь масштаб будущего тоннеля и каркас лотка, на котором будет монтироваться щит.


33. И, конечно, бетонирование лотковой плиты.


34.


35. Так как бетонирование завершено, пора уже и проходческий щит к монтажной камере доставить :)


36. В середине марта отдельные узлы начали поступать на площадку для последующей сборки. Это нижняя часть щита, по кругу видно домкраты, с помощью которых щит отталкивается от смонтированных колец и движется вперед, а отверстие по центру для шнека, который вытягивает породу из призабойной зоны.


37. Одна из технологических тележек, которая будет волочиться за щитом, а сзади видно тот самый шнек для извлечения породы.


38. Такой вот огромный червяк :)


39. Еще одна часть щита с барокамерой для выхода в призабойную зону (для аварийного ремонта, например).


40. И, конечно, готовое отверстие в стене, куда войдет щит. "Ровность" краев стены в грунте хоть и мозолит глаз, но не имеет практического значения, т.к. в будущем будет построена постоянная несущая стена, которая и будет сопрягаться с тоннелем.


41. На СТП тем временем завершена бетонная стяжка над гидроизоляцией и начат монтаж арматурного каркаса под собственную лотковую плиту.


42. Тут тоже будет сложный профиль.


43.


44. Можно легко оценить уклон, под которым поезда будут катиться вниз к "Сырцу".


45. Соседняя сторона.


46.


47. Раскрытие противоположного торца котлована уже вплотную приблизилось к финишу.


48. Сейчас тут уже смонтированы расстрелы и обвязочные пояса.


49. Котлован во всю длину.


50. Переместимся на площадку 214. Здесь начались работы по отбивке верхней кромки стены в грунте, чтобы в дальнейшем замонолитить верхний пояс.


51. А сам участок готовится к расширению: в частности, недавно был перенесен забор соседней стройки и началась перекладка коммуникаций. напомню, что в этом месте будет находится платформенный участок станции "Мостицкая" и пока что на его месте не перекрытая улица.


52. Кстати, на той же 214-й площадке постепенно идет складирование блоков цельно-секционной обделки. Они будут использованы на переходном участке между станцией и двухъярусными тоннелями.


53. Всего сейчас завезено 48 блоков, то есть это 48 погонных метров будущих тоннелей.


54. Следующая наша остановка - площадка 213, где в будущем будет построена основная часть двухъярусного участка. Последнее время площадка существенно расширилась в оба конца и там по-прежнему идет активное строительство стены в грунте. Кстати, примерно здесь будет примыкать ответвление на второй пусковой участок.


55. Уже знакомая вам "Касагранда".


56.


57. Бетонирование стены в грунте.


58. Часть стены уже была омоноличена под верхний обвязочный пояс и ждет своей очереди на раскрытие котлована.


59. Заглянем на вентиляционный узел, который будет наполнять свежим воздухом тоннели между "Мостицкой" и "Проспектом Правды".


60. Это еще февральские фото, если что.


61. А так это место выглядит сейчас. Как видите, основная часть коробки вентиляционной камеры уже собрана.


62. Ходок, который будет примыкать к вентиляционной шахте. Это снова февральское фото.


63. А это уже март, ходок полностью засыпан. Расстрелы и обвязочные пояса должны быть извлечены, а деревянная закидка останется внутри.


64. Внутри. С временным освещением выглядит поинтереснее :)


65. После бетонирования окладов, одну из гермух открыли. На нее в дальнейшем еще предстоит смонтировать туеву хучу оборудования, чтобы она стала рабочей.


66. Камера, в которой будут размещаться вентиляторы. Именно ее вы видели на 61-м фото.


67. Вид в сторону гермух.


68. Слева будущее примыкание к перегонным тоннелям, справа - щитовая камера.


69. 213-я площадка уже вплотную подобралась к проспекту Правды.


70. Здесь сейчас ведется подготовка территории и строительство форшахты для стены в грунте.


71. Вот, собственно, и форшахта. Можно заметить, что ближняя часть форшахты слегка загибается в сторону - тут будет заканчиваться двухъярусный тоннель.


72. И напоследок новости с 212-го участка, где будет строиться станция "Проспект Правды". На днях в районе будущих оборотных тупиков начала формироваться будущая стройплощадка.


73. Что ж, с почином! :)


См. также:
Метро на Виноградарь. Итоги 2019 года
Станция "Проспект Правды". Что это за зверь такой?
Другие публикации о строительстве метро на Виноградарь
Проектная трасса метро на Виноградарь
Метро на Виноградарь. Старые и новые схемы

Сырец, Проспект Правды, СПЛ, метрополитен, Киев, Виноградарь, метрострой, Мостицкая

Previous post Next post
Up