Третья часть, которая завершит наш мини-сериал по изменениям на Подольском мосту, будет короче предыдущих, но не менее интересной. В
первой части мы посмотрели на изменения по арочному мосту,
во второй побывали на Трухановом острове и Русановских садах, а теперь пришла очередь прогуляться на Рыбальский полуостров и Валы, то есть посмотреть на правобережную часть мостового перехода. Тут есть на что посмотреть, как в прошлом году, так и прямо сейчас! Отдельно еще раз коснусь ситуации по подходам со стороны правого берега и дальнейшим перспективам, т.к. предыдущий пост, судя по вашим комментариям, требует дополнительных пояснений.
1. Так выглядел участок мостового перехода на Рыбальском полуострове в начале весны прошлого года. Если бы я сделал похожее фото сейчас, то, на первый взгляд, каких-то глобальных изменений вы бы не нашли. Действительно: основная эстакада приросла не так эпохально, как в 2018 году, съезд на Набережную уже больше года как собран в конструкциях Но на самом деле изменений тут очень много. Давайте смотреть!
2. В конце весны был демонтирован козловой кран, давно стоящий без дела. Некогда с его помощью строилась правобережная часть арочного моста, а сам кран был куплен абсолютно новым для этой стройки. Потом его постигла печальная участь: из-за длительных простоев и практически полного отсутствия охраны его начинку полностью разграбили и он превратился в мертвый скелет.
3. Козловые краны, как правило, демонтируют следующим образом: отсоединяют стяжки, которые скрепляют ноги между собой и не дают им разъехаться в стороны, а затем ферму опускают с помощью автокрана вниз. Затем от фермы отсоединяются ноги и сама ферма разбирается по частям. С демонтажом этого крана возник любопытный эпизод: кран отогнали максимально близко к набережной, чтобы ферма крана легла не на пролетное строение, а на опору под ним. Таким образом, на мосту не возникло внепроектных нагрузок. Но поскольку длины подкрановой эстакады слегка не хватило, чтобы ноги полностью разъехались в стороны и остались при этом на рельсах, одну из них пришлось принудительно столкнуть с эстакады (на фото она теперь слева).
4. Идем дальше. Основная часть железобетонной эстакады была завершена еще в 2018 году и за последнее время подрастала не такими быстрыми темпами, как раньше (в этом просто не было особой необходимости). Однако, если бы не перебои в финансировании, еще в прошлом году можно было начать укладку гидроизоляции и установку барьерных ограждений. Пока эстакада стоит голой и все эти работы перешли на этот год.
5. По левоповоротному съезду на Набережную Рыбальскую ситуация значительно лучше. Кстати, вы много раз спрашивали, почему сделан такой загиб с основной эстакады на съезд. Дело в том, что этот съезд не планировался изначально и его включение в уже готовый проект было требованием города. Проектировщики очень сопротивлялись такому решению, поскольку съезд пришлось прилепить к проекту в последний момент без переделки остальной части эстакады.
6. В прошлом году на этом съезде была уложена гидроизоляция. Нанесение этой вонючей субстанции - довольно муторное и вредное занятие.
7. Был уложен бордюрный камень и подготовлены закладные под ограждение.
8. Установлена система водосбора и окрашены почти все опоры. Не спрашивайте меня, почему бетон обрабатывается именно таким образом. Так было заложено в проекте и эта часть документации не менялась.
9. Полностью смонтированы и забетонированы все четыре деформационных шва съезда.
10. Монтаж этих швов - та еще эпопея. Чтобы поставить его на место, без лома и какой-то матери тут уже никак обойтись. Подготовка опалубка в месте установки шва - крайне нудный процесс, требующий максимальной аккуратности. Тут множество нестандартных загибов, труднодоступных мест и очень плотное армирование. Плюс нужно защитить от бетона сам шов. И как вишенка на торте: соседние бетонные плиты съезда часто стыкуются неидеально и во время бетонирования деформационного шва это нужно исправить.
11. Один из швов в готовом виде.
12. Он же снизу.
13. Переходим к отрезку эстакады, которая выходит к Гавани. В конце 2018 года тут было снесено общежитие, мешавшее строительству, а также была частично забетонирована опора №16, которая является предпоследней с этой стороны эстакады. На фото можно видеть, как экскаватор грузит остатки общежития.
14. В начале года 16-я опора была забетонирована полностью.
15. Эту же опору мы видим слева на переднем плане. Как видим, кроме балок метропроезда, на эту опору опирается платформа между путями метрополитена. Но это не платформа станции, а основание под служебные помещения. В частности, именно там будет размещаться СТП (совмещенная тягово-понизительная подстанция) станции "Судостроительная". так же на этом фото видно, что в течение года были частично собраны балки автопроезда, но потом процесс несколько застопорился.
16. Под конец прошлого года монтаж балок автопроезда возобновился и сейчас верховая сторона до 16-й опоры собрана полностью, а низовая ждет своей очереди, под нее уже выставлены временные опоры.
17. После сборки новых балок продолжилось и бетонирование плиты автопроезда. И прямо сейчас идет монтаж арматурного каркаса под очередную заходку.
18. Переходим к опоре №17. Это огромный береговой устой (аналогичный береговым устоям моста через Днепр и через Десёнку), на котором закончится эстакада Рыбальского полуострова и от которого должен начаться мост через Гавань. В начале прошлого года были откопаны свайные кусты и забетонированы ростверки.
19. Весной было готово основание опоры. Отверстия и колодец посредине - это для коммуникаций, которые при необходимости можно будет заводить на мост.
20. А дальше процесс повис и очень надолго. Отчасти это было связано с согласованиями по демонтажу старого моста через Гавань и существующими коммуникациями, а отчасти было вызвано тем, что на этот отрезок стройки не шло финансирование. Только под конец года работы по строительству опоры возобновились.
21. Моща!
22.
23. Текущее состояние опоры вы можете видеть на этом фото. Нижняя часть полностью готова, идет сборка арматурного каркаса и опалубки под верхнюю часть, на которую ляжет автопроезд.
24. Тут же рядом недавно появились свежие балки, на которых будет смонтировано продолжение платформы под СТП метрополитена. Эти балки лягут между 16 и 17 опорой.
25. Добрались мы с вами до самого неоднозначного объекта на этом участке. Неоднозначного в плане тех изменений, которые произошли в схеме его монтажа. Это заезд на мост со стороны ул. Верхний Вал, а точнее два пролета заезда, которые находятся на Рыбальском полуострове. Тут было принято решение сделать пролеты полностью стальными, причем трасса заезда в этом мете имеет существенный загиб. Вы уже видели в более ранних публикациях эти две огромные балки, укрупнение которых началось во второй половине года. Еще в 2018 году был разработан план выполнения работ, согласно которому эти балки поднимались сначала наверх и сборка пролета проходила на временных опорах. То есть примерно так же, как это происходит сейчас с остальной эстакадой (например, на 16 фото). Каких-то особых ухищрений для такой сборки не требовалось.
26. А вот дальше произошли довольно странные изменения. В конце прошлого года директивно меняется подрядчик, а с ним и схема монтажа. Теперь пролет должен быть полностью собран (укрупнен) на земле, а, затем, практически в готовом виде установлен наверх. Для перемещения балок, пролета и подъема был привлечен уже знакомый вам по предыдущей публикации Маммут.
27. Не менее знакомые самоходные машинки с поддомкраченной платформой, которые многие для простоты называют мультивиллерами (полное название - Self-propelled modular transporter или SPMT).
28. Зачастую укрупнение частей моста на земле с монтажом сразу большим куском позволяет значительно упростить монтаж и повысить его качество. Но закавыка в том, что именно в этом месте моста это совершенно не нужно! Сборка ведется на берегу, строить временные опоры в русле реки не нужно, место позволяет.
29. По сути пролет все равно собирается на временных опорах (просто меньшей высоты).
30. Те балки, которые вы видели раньше, это еще не полная длина всей конструкции. И даже на этом фото пролет еще не полный.
31. Вся трасса заезда с Валов в одном кадре.
32. Вот это уже полная длина конструкции (около 90 метров).
33. Так собранный пролет выглядит сегодня.
34. Здоровенная штуковина весом 500 тонн. Сейчас она уже частично окрашена снизу. Сверху металл пока не обрабатывался, т.к. там будет своя гидроизоляция и свое покрытие, которым займутся позже.
35. Огромные 500-тонные домкраты, которые будут поднимать пролет наверх. Всего таких домкратов четыре.
36. Так в чем, собственно, проблема нынешней схемы монтажа? Для того, чтобы собрать и поднять пролет, требуется "многоходовка" с несколькими перемещениями пролета в пространстве, подъемом всей конструкции в очень стесненных условиях, и финальным перемещением поднятого пролета на положенное ему место. Очень много сложных и трудоемких операций, которые были не нужны, если бы пролет собирался по изначальной схеме. И для подъема/перемещений используется недешевое голландское оборудование. Такое впечатление, что схема монтажа изменилась, чтобы сначала создать себе трудности, а потом героически преодолеть их. И, насколько мне известно, стоимость работ после произошедших изменений выросла в несколько раз.
37. Вы все знаете, что я очень люблю сложные механизмы и большие железяки, особенно, когда первые в разных позах таскают и поднимают вторые. И я честно пытался найти хоть одну причину, по которой невозможно было использовать старый план производства работ, но не смог. Может, экономия на времени? А смысл? Этот пролет не является лимитирующим звеном в общей цепи конструкций заезда. Все это очень напоминает историю с «Захарием», которого притянули за уши к этой стройке ради интересов определенных уважаемых людей. И за чей счет нынешний банкет - вопрос довольно любопытный, но у меня пока нет на него ответа.
38. Ну а пока давайте посмотрим на работу голландцев. Технологичность их работы несмотря на все противоречия все равно выглядит красиво. Вот даже этот эпизод с заведением балки на домкраты заслуживает внимание: аккуратно и не спеша с помощью лебедки балка затягивается вбок.
39. Под конец года на двух опорах из трех, на которые должен лечь этот огромный пролет, были забетонированы подферменники.
40. Сейчас они забетонированы и на третьей опоре, а по всем опорам выставлены временные опоры для пролета.
41. Движемся дальше к Гавани. Много вопросов было про старый мост и его демонтаж. Напомню, что по мосту проходит действующая теплотрасса и ряд других коммуникаций, поэтому его демонтаж будет выполнен только после завершения строительства заезда и переноса на него коммуникаций.
42. На опорах через Гавань возобновились работы и были обустроены подферменники (но еще не везде и не полностью).
43. Рядом с Кузней был отгорожен участок под сборку пролетов заезда, которые будут монтироваться над Гаванью (но не для основного двухъярусного моста). Если помните, еще в конце года предполагалось, что заезд над Гаванью будет строиться методом горизонтальной надвижки, но и эта схема монтажа изменилась. Теперь пролеты должны быть собраны на берегу и смонтированы на понтонах с домкратами.
44. Наконец, финальная точка на сегодня - кусочек заезда на Валах. Именно здесь начинается заезд и хорошо видно всю его будущую трассу. В прошлом году начались полноценные работы по строительству и эта часть Валов была практически полностью ограждена под стройплощадку. В зону проведения работ попал и старый мост, который теперь окончательно закрыт для посещения (хотя де-юре он был закрыт очень давно).
45. Были сделаны сваи и частично готовы ростверки. А потом наступило затишье, которое в основном было вызвано отсутствием финансирования на этом отрезке. Работы возобновились только под конец года.
46. Вырос целый лес опор для первого пролета эстакады. Здесь же когда-то предполагалось обустроить стапель для сборки конструкций заезда под надвижку (но теперь его там не будет).
47. Этот кусочек должен включать монолитный пролет эстакады, поэтому тут так много таких мелких опор.
48.Две опоры перед Гаванью. На них уже будут опираться стальные пролеты.
49. Заканчиваться стальной пролет будет здесь.
50. Все, что вы видите, это текущее состояние. Все опоры эти работы были проведены буквально за 2 месяца.
51. А это уже начата сборка лесов под бетонирование монолитной части эстакады.
52. А теперь отдельно давайте еще раз вернемся к правобережным подходам. Судя по комментариям, в прошлый раз возникло некоторое недопонимание ситуации, а кто-то даже посчитал, что эта картинка лишь чьи-то фантазии, опасаться нечего и никто трассу моста на Валы развернуть не может.
Я бы и сам очень хотел, чтобы эти картинки были лишь чьей-то фантазией. Но все намного серьезнее. Поясню подробнее. Основные тезисы по текущей ситуации выглядят так:
1. Прямо сейчас в силе старый проект и старая трасса. В этом году должен открыться лишь заезд с Валов, который мы только что смотрели на фото, а все остальное - дело перспективы, которая наступит пока неясно когда (и не важно будет ли мост идти по старой трассе или уже по новой).
2. Проект корректировки правобережных подходов (так официально называется поворот всей трассы на Валы) сейчас уже находится на рассмотрении госэкспертизы.
Из этого следуют следующие выводы:
1. Прямо сейчас строители строят по старому варианту, другой проектной документации у них нет, ведь она еще даже не прошла госэкспертизу.
2. Никто не останавливает строительство в ожидании нового проекта, т.к. заезд с Валов должен открыться в этом году.
3. Кроме заезда и финальной части эстакады на Рыбальском (до 17-й опоры) больше ничего сейчас строиться не будет. По комментариям я вижу, что есть люди, которые ждут, что уже в этом году начнет строиться двухъярусный мост через Гавань в сторону Набережной Луговой. Ребята, это заблуждение, его никто не планирует и не планировал строить в этом году.
4. Новая проектная документация максимально учитывает уже построенные конструкции и то, что будет построено в этом году. Поэтому нет никакого несоответствия в том, что сейчас строится 17-я опора (это даже хорошо по картинке видно). Принципиальное несоответствие сейчас только по заезду с Валов по количеству полос. Пока не знаю, как с ним решат. Могут и вовсе оставить как есть. Но если вы по-прежнему считаете, что это может быть препятствием для корректировки проекта, смотрите следующий пункт.
5. Рассмотрение госэкспертизой с одной стороны не означает, что экспертиза обязательно утвердит новый проект. С другой стороны, такая вероятность есть и она довольно высока. Новый проект - это не просто картинки, нарисованные на коленке, а довольно ёмкий документ, который медленно, но уверенно разрабатывается последние несколько лет. И если экспертиза пропустит его, то дальше останется лишь согласование на уровне города. И тут совершенно не стоит недооценивать вероятность позитивного решения. О том, что застройщики ЖК "Новый Подол" имеют серьезное лобби в нынешней системе городской власти, уже в открытую говорят все, кто хоть немного пытался ворошить эту тему. Ряд инициативных групп с Подола предпринимали попытки протестовать против корректировки проекта, но власть их пока не услышала. И, на мой взгляд, если просто ждать, что серьезные дяди в верхах хорошенько подумают и сами по себе примут мудрое решение, то результат, скорее всего, будет негативным.
Может все это останется на уровне идей и не будет воплощено в жизнь. Может. Но скорее всего будет иначе. И, кроме максимального разглашения всех потенциальных негативных последствий, других способов повлиять на ситуацию уже не осталось.
См. также:
Как изменился Подольский мост в 2019 году. Часть 1 Как изменился Подольский мост в 2019 году. Часть 2 Левобережные и правобережные подходы (текущая ситуация) Подольский мост в 2018 году Другие публикации по строительству Подольского моста