Часть 2. Американские коммунисты о визите в Демократическую Кампучию.

Jun 18, 2024 20:59


Это продолжение рассказа американских товарищей о своем визите в Демократическую Кампучию. С первой частью можно ознакомиться тут.

Визит в коммуну

Жаркое солнце подняло температуру более чем на 100° (по Фаренгейту - мой комментарий), когда мы ехали по грунтовой дороге к коммуне Анг Тасом в провинции Такео. Но жара нам не мешала, потому что мы знали, что вот-вот получим уникальную возможность запечатлеть повседневную жизнь кампучийского народа. У нас была возможность детально изучить новое кампучийское общество и его революцию, его победы, а также проблемы. Дело в том, что в социалистической Кампучии коммуна является основной ячейкой общества, в которую организовано более 95% населения. Что может быть лучше для того, чтобы понять, что представляет собой революция в этой стране?



Как только мы приехали, нас приветствовали и проводили в коммунальную столовую, просторное и привлекательное деревянное здание, где обедают 1300 человек Анг Тасома. За угощением руководитель коммуны, который также является членом коммунистической партии, рассказал нам о жизни в коммуне: «У нас здесь есть 3 300 гектаров рисовых полей (около 8 150 акров), а также еще 500 гектаров, которые мы используем под фрукты и другие культуры. Я должен сказать вам, что мы не процветаем, но мы добиваемся прогресса». Мы спросили подробности: «в прошлом году мы не только вырастили достаточно риса, чтобы прокормить себя, но и передали государству 10 000 тонн излишков риса (264 тонны). Мы произвели около трех тонн риса с гектара, но в этом году наша цель - 3,5 тонны». Как это соотносится со старым обществом, находившимся под империалистическим и колониальным господством? Он сказал нам, что в прежние времена средний бедный крестьянин мог рассчитывать на то, что будет есть рис только четыре или пять месяцев в году, а в остальное время им приходилось питаться дикими растениями, чтобы остаться в живых. «Теперь у всех достаточно еды» - сказал он.

Сам Анг Тасом был сровнен с землей американскими бомбардировщиками B-52 во время войны, сказали нам. Люди были вынуждены укрыться в горах неподалеку, где они создали команды взаимопомощи - предшественников сегодняшних коммун. Теперь у каждой семьи в Анг Тасоме есть свой дом. Услуги коммуны включают больницу, аптеку, школы и детские сады. Все бесплатно. «Мы не используем деньги, - заметил наш гид, - люди используют то, что им нужно, и вносят свой посильный вклад в коммуну и государство».

Это было очень странно для нас, поскольку мы пришли из общества, где действительно «деньги решают все». Поэтому один из нашей группы спросил, как работает эта система обмена. «Государственные грузовики приезжают сюда регулярно, со всеми имеющимися припасами. Каждая коммуна может получить такие товары, как швейные машинки, радиоприемники, одежду, сигареты и другие предметы, изготовленные не в коммуне. Какие бы товары ни были, они распределяются исходя из потребностей. В свою очередь, убедившись, что коммуна может прокормить своих членов, излишки риса загружаются в государственные грузовики для рабочих в городе и более нуждающихся коммун. Мы распределяем поставки среди тех, кто в них нуждается. Возьмем, к примеру, сигареты. Поскольку мы знаем, сколько людей курят и сколько они выкуривают сигарет, мы просто запрашиваем столько сигарет у государства».

Что, если жители Анг Тасома захотят иметь 20 тракторов, или что, если один человек будет настаивать на том, что ему нужно в два раза больше сигарет, чем другому? «Наше общество все еще очень бедно, - ответил наш гид, - и тракторов не хватает, чтобы удовлетворить потребности всех коммун. Так делимся со всей страной. Те коммуны, которые поставляют государству больше излишков продукции, могут получить больше таких вещей, как тракторы и машины. Что же касается человека, который слишком много хочет для себя, то его соседи и товарищи будут стараться убедить его не быть таким эгоистом».

Мы спросили, думают ли наши гиды, что деньги вернутся в обиход по мере развития промышленного уровня. Нам отвечали: «Люди сейчас не скучают по деньгам, и они находят нынешнюю систему удовлетворительной. Если в будущем мы обнаружим, что народ хочет вернуться к денежной форме обмена, то мы это сделаем».

Далее нам рассказали о том, как люди участвуют в принятии решений в кооперативе Анг Тасом: «У нас проходят массовые собрания прямо здесь, в столовой, каждые 3 дня. Каждые три дня мы обсуждаем конкретные проблемы, связанные с работой. Затем каждые 10 дней все собираются вместе, даже дети, и мы подводим итоги нашей работы во всех отделах и ставим цели на следующие 10 дней. Именно здесь люди высказывают свои критические замечания и предложения, как индивидуальные, так и политические, и именно здесь разрешаются любые споры. На этих собраниях партия также руководит народом в изучении марксизма, политики и директив нашей партии. Люди решают, как лучше всего применить их в наших конкретных условиях».

Затем мы спросили о культурной и общественной жизни в Анг Тасоме. Какова политика в отношении брака?

В этот момент к нашему разговору присоединились несколько человек, которые до этого нас слушали. «У нас больше нет договорных браков или каких-либо других феодальных обычаев, - сказал один молодой человек. - Люди женятся на том, кого они выбирают». Они должны получить разрешение от руководства кооператива и своих родителей, «но только для того, чтобы мы могли убедиться, что они достаточно взрослые», добавил наш гид. «В прошлом году у нас было много браков, и только в нескольких случаях мы просили молодые пары подождать».

Нам также сказали, что бездетность не поощряется, потому что в Кампучии очень малое население.

Кроме того, резко снизилась младенческая смертность. В марте этого года, например, в семьях в Анг Тасоме родилось 36 детей, и все они здоровы.

«А как насчет положения женщин?» - спросили мы. «Мужчины и женщины здесь равны», - последовал ответ. «Конечно, все еще есть проблемы с некоторыми мужскими шовинистическими идеями, и мы должны критиковать это направление мышления. Но поскольку мужчины и женщины работают бок о бок на полях, мужчины с большим уважением относятся к вкладу женщин».

ОТДЫХ

Другой член кооператива рассказал нам о досуге и культурных мероприятиях. «Каждый 10 день - это праздник. Люди могут либо работать на своих приусадебных участках, либо учиться. Многие, особенно молодежь, любят принимать участие в традиционных танцевальных и музыкальных группах».

У нас была еще сотня вопросов, но наш гид предложил осмотреться. Нашей первой остановкой была коммунальная кухня. Там мы увидели несколько человек, которые готовили курицу, говядину, овощи, рис и суп к ужину.

Далее мы посетили столярную и железную мастерские. В каждом цехе усердно трудилось около 30 человек, изготавливая сельскохозяйственные ручные инструменты, плуги и другие предметы, необходимые коммуне. Несмотря на то, что рабочие изготавливали множество хорошо сконструированных орудий, у них не было современного оборудования. В деревообрабатывающем цехе мы увидели двух мужчин, использующих тросовый шкив для привода токарного станка.

Одно зрелище произвело на нас сильное впечатление. Мы наткнулись на ряд аккуратно сложенных металлических мотыг и спросили, откуда они берут металл для их изготовления. «Посмотри туда», - сказал один из рабочих, указывая пальцем. В десяти футах от нас мы увидели неразорвавшуюся 500-фунтовую бомбу, сброшенную B-52 во время американской бомбардировки Кампучии. «Они сбросили на нас так много бомб, - добавил он, - что мы до сих пор выкапываем те, которые не взорвались».

Из наших разговоров в тот день с членами и лидерами коммуны у нас не осталось сомнений в том, что народ всем сердцем поддерживает систему коммун.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Но Кампучия по-прежнему остается бедной страной даже по меркам стран третьего мира. Это наследие многовековой феодальной отсталости и колониального господства. Кроме того, Кампучия только что оправилась от ран пятилетней войны, навязанной империалистами США, войны, в ходе которой почти каждая деревня была стерта с лица земли бомбардировщиками, большая часть хороших рисовых полей была уничтожена, а более миллиона человек были убиты и искалечены.

Социализм здесь строится практически с нуля. Почти не имея тяжелой промышленности и все еще не имея стабильной сельскохозяйственной базы, кампучийский народ сталкивается с проблемами в своем развитии.

Тем не менее они стремятся полагаться на собственные усилия и решать проблемы одну за другой. Все, с кем мы разговаривали в Анг Тасоме, были уверены, что их страна быстро продвинется к большему процветанию.

Мы должны разделять их уверенность. Это народ, который начал свою освободительную войну всего с четырьмя старыми трофейными винтовками. Затем они продолжили побеждать сверхдержаву, которая была вооружена до зубов.

Сегодня народные массы стали хозяевами своей судьбы. Возглавляемые Коммунистической партией Кампучии, они едины и полны энтузиазма в отношении предстоящей работы.

Когда мы прощались, наш гид подарил нам партизанский нож, сделанный из снаряда В-52. «Как видите, - сказал он нам, - американский империализм не так силен. Если мы можем победить его, то и вы сможете».

Другой член коммуны Анг Тасом добавил: «Ваш визит воодушевил нас. Это говорит о том, что у нас есть друзья по всему миру».

Previous post Next post
Up