Кран ПК-6 выпускался на Кировском машиностроительном заводе имени 1 Мая с 1936 по 1956 год.
Завод имени 1 Мая - одно из старейших предприятий города. В 1899 году при прокладке железной дороги Пермь-Котлас в городе Вятке были построены мастерские для ремонта паровозов и вагонов. В мастерских работало до 300 человек, за год ремонтировали 7-8 паровозов и 200-250 вагонов. После постройки железной дороги Вологда-Вятка грузопотоки значительно выросли. К 1914 году мастерские работали в две смены, а число рабочих возросло до 600 человек.
Кран ПК-6 №1205. Станция Спас-Деменск, Калужская область. 1982 год
После гражданской войны объем работы в мастерских был восстановлен, а затем возрос. Уже в 1921-1923 гг. здесь ежегодно ремонтировали до 18 паровозов и 650 вагонов. В 1928-1929 гг. годовое задание по ремонту достигает 25 паровозов и 3485 вагонов. Завод так бы и ремонтировал подвижной состав железных дорог, но тут в СССР началась форсированная индустриализация.
Гигантские стройки первых пятилеток были опутаны сетью железных дорог. Строительные материалы, конструкции, станки - все это доставлялось на стройплощадки в основном железнодорожным транспортом. Значительно возросший паровозный парк требовал постоянной заправки углем. Шеститонный подъемный кран ПК-6, предназначенный для заполнения углем тендера паровоза, заменял труд десятков рабочих. В течение 10 минут кран подавал в тендер паровоза 20 тонн угля.
Последний паровой кран ПК-6 в Москве. Москва-III, зима 1979 года
15 мая 1930 года Вятские железнодорожные мастерские были реорганизованы в машиностроительный завод и переданы в ведение "Уралмаштреста". Завод приступил к изготовлению горнозаводского и золотодобывающего оборудования, чтобы избавить страну от импорта этих машин. Выпускались центробежные насосы, бурильные станки, машины для обработки руды, узкоколейные вагоны и другое оборудование.
В апреле 1932 года Совет Труда и Обороны СССР постановил передать завод в ведение Народного Комиссариата путей сообщения. С этого времени завод начал выпускать подъемные машины для железнодорожного транспорта, среди прочих - и железнодорожные паровые краны.
С 1936 по 1941 год завод имени 1 Мая выпустил 365 железнодорожных кранов ПК-6. К концу 1956 года завод выпустил около трех тысяч железнодорожных кранов. К тому времени технические и эксплуатационные данные крана были значительно улучшены. Вместе с тем затраты на его изготовление (по сравнению с первым краном) сократились в 4 раза.
Кран ПК-6 №1911. Станция Дно, Псковская область, 1989 год
Из заводских ворот все краны выходили паровыми, что отражено в названии: ПК-6 - паровой кран грузоподъемностью 6 тонн (позднее паровой двигатель крана могли поменять на дизельный). Привод механизмов крана осуществлялся от вертикального парового котла с дымогарными трубами. Развиваемая мощность 45 л.с. Управление рычажное. Кран оснащался стрелой длиной 10,3 метра и мог работать грейферным ковшом объемом 1,5 куб. метра. Скорость передвижения - 4 км/ч. Краны ПК-6 оказались исключительно живучими и ремонтопригодными. Некоторые из них продолжали работать до конца 1980-х, то есть спустя сорок лет после выпуска, что является весьма солидным сроком эксплуатации для подобной техники. А некоторые краны ПК-6 (конечно, уже с дизельными моторами) продолжали работать и позднее.
Кран ПК-6 №406. Полоцк, Белорусская ССР. 1986 год
В 1959 году на Кировском заводе имени 1 Мая было начато серийное производство дизель-электрических кранов различной грузоподъемности, от 5 до 25 тонн. Век паровых машин подходил к концу.
В августе 1999 года, в честь столетнего юбилея предприятия, рядом с проходной завода был установлен первый железнодорожный кран ПК-6, изготовленный на заводе в 1936 году.
Железнодорожный кран ПК-6. Установлен у проходной кировского машстройзавода им. 1 Мая
Некоторые экземпляры железнодорожного крана ПК-6 сохраняются в железнодорожных музеях, на территории депо и различных предприятий.
Все фотографии отсюда -
Железнодорожный кран ПК-6 и модификации. Фотогалерея сайта www.techstory.ru