Вятка. Служащие пароходства Т. Ф. Булычева. 1890-е гг.

Apr 17, 2019 17:37

Вятка. Группа служащих пароходства Т. Ф. Булычева. 1890-е гг.
Глава фирмы Тихон Филиппович Булычев - в первом ряду, в центре.
Из собрания Кировского областного краеведческого музея.
---




До середины ХХ века судоходство на Вятке было сплавным (вниз по реке) и бечевым (вверх, против течения). По Вятке сплавляли лес, суда с железом местного производства (с заводов Слободского и Глазовского уездов), везли хлеб, пеньку, рогожи. Первое пароходство на Вятке было основано в 1858 году купцами Куклиным, Столбовым и Чудиновских. Им же принадлежал пароход, прибывший к городу в 3 мая 1861 года. По этому поводу в № 18 "Губернских ведомостей" была помещена такая заметка: "Вчера вечером около половины девятого в нашей мирной Вятке поднялась необыкновенная суматоха. Несмотря ни на облака, которыми затянулось небо, ни на грязь от недавнего дождя, ни на начавшийся дождь, вдруг двинулся народ со всех концов города. Мужчины и женщины, старые и малые, в экипажах и пешком, по тротуарам и дороге, торопясь, обгоняя одни других, поскальзываясь, спотыкаясь, ехали, шли и бежали на берег реки Вятки. В несколько минут берег покрылся народом. Приход парохода для здешних жителей явление почти необыкновенное: такую диковинку Вятка в первый раз увидела лет шесть тому назад, когда зашел сюда камско-волжский пароход с солью. Пришедший же вчера пароход "Вятка" принадлежит товариществу купцов вятских А. Куклина и В. Столбова и орловского И. Чудиновских. Пароход этот буксирный в 50 сил, длиною около 20 сажен, построен на нижегородском заведении Колчина. Прихода его ожидали еще в августе прошедшего года, но мелководье реки в то время не допустило его сюда, и он, сделав несколько рейсов по Волге, Каме и Вятке, прозимовал близ села Истобенского в Орловском уезде в 50-ти верстах от Вятки. Однако же вчера недолго удалось народу надивоваться на интересного гостя: пробыв несколько минут у здешнего берега, он повел баржу по старому течению реки Вятки к селу Макарьевскому и за наступлением вечернего сумрака скоро скрылся из вида; многие долго еще стояли на берегу, смотря в стемневшую уже даль и толкуя о пароходе, а сегодня с раннего утра берег пестреет толпами любопытных, в ожидании скорого возвращения парохода к городу. Ах, Вятка, если бы ты также сильно стремилась воспользоваться полезными открытиями, изобретениями и усовершенствованиями, как спешила вчера удовлетворить своему любопытству!"



Вятка. Контора и пристань пароходства Т. Ф. Булычева. Нач. 1890-х гг.
Из собрания Кировского областного краеведческого музея

Итак, жители города Вятки впервые увидели пароход 11 мая 1855 года - это был 120-сильный буксир пермского купца И. Ф. Любимова, который привел к городу баржу с 30 тысячами пудов соли. В 1858 году вятские купцы Куклин и Столбов и орловский купец Чудиновских создали местное пароходство. Первые вятские пароходы носили имена "Вятка" и "Орлов". В городе Слободском были построены три деревянные баржи. В 1863 году Куклин выкупил паи компаньонов и стал единоличным владельцем предприятия. В 1863 году рейсом парохода "Гражданин" грузовое движение по Вятке открыла фирма орловского купца Ф. Т. Булычева. В семейном деле активно участвовал и его сын - Тихон Филиппович. В 1871 году Т. Ф. Булычев открыл на Преображенской улице в Вятке контору пароходства. В 1874 году начали на реке Вятке рейсы (два раза в неделю) пассажирские пароходы "Почетный" и "Ф. Булычев". Эти суда принесли Булычеву значительную прибыль. В 1873 году на линию Вятка-Казань вышли два парохода Эдуарда Гакса "Петр Гакс" и "Ока". Булычев предложил конкуренту работать по единым тарифам и не мешать друг другу. А летом 1875 года Булычев перекупил суда конкурента и стал монополистом на линии. В начале 1876 года Булычев купил и оба парохода Куклина. В 1877 году Булычев продолжил линию за Казань до Нижнего Новгорода. В 1887 году фирма Булычева начала доставку из Астрахани на пристани реки Вятки керосина, для чего были построены две баржи в 80 и 40 тысяч пудов. В 1895 году на реке Вятке начали ставить первые пассажирские дебаркадеры. К 1900 году число пароходов на реке приблизилось к полусотне. Долгое время конкуренцию Булычеву пытался составить вятский купец Яков Фомич Тырышкин. Между ними шла жестокая борьба за фрахт грузов, за пассажиров, за время отправления. По этому поводу в Вятке даже ходили анекдоты ("Стоят у пристани два парохода. На пристани - толпа мужиков. Капитан одного парохода кричит: "Мужики, давай ко мне, даю скидку в пять копеек!" Другой капитан кричит: "Мужики, давай ко мне, повезу бесплатно!" Первый не унимается: "Мужики! Везу бесплатно, и каждому - по чарке водки и пряник!").



Вятка. Пристань, посадка пассажиров. Пароходы Т. Ф. Булычева
"Иловатка" (слева) и "Вятка". Нач. 1890-х гг.

Наконец, в марте 1900 года три главных конкурента на реке - Т. Ф. Булычев, Я. Ф. Тырышкин и П. И. Александров - объединились и создали общество, с декабря 1901 года получившее название "Товарищество Вятско-Волжского пароходства". Товарищество владело капиталом в 3 млн. рублей, 36 пароходами и 150 несамоходными судами. Гордостью фирмы были двухпалубные пассажирские пароходы "американского" типа. Вскоре Товарищество открыло линию по Оке до Москвы. Вятские пароходы успешно конкурировали с железной дорогой, речные фрахты долгое время были почти в три раза дешевле. Не прекращалась работа и мелких компаний.
  Вятка принадлежит к числу тяжелых для судоходства рек. Многочисленные песчаные мели и перекаты вынуждали строить для реки плоскодонные пароходы с небольшой осадкой. По этому поводу ходила шутка: "Вятские пароходы раков давят". Действительно, на некоторых мелях пароходы шли скользя по песчаному дну, отчего даже в каютах был слышен сильный шум. До 1912 года на реке работала всего одна землечерпалка Министерства путей сообщения. В 1912 году из-за долгой жары на реке случилось небывалое мелководье. Товарищество вынуждено было купить свою землечерпалку.
  К 1917 году флот Товарищества составляли 35 пассажирских и буксирных пароходов, 49 дебаркадеров, 44 железных баркаса, 41 деревянная баржа и 1 землечерпалка. Конец процветанию положил 1917 год.



Реклама пароходства Булычева (1901 год) и Товарищества Вятско-Волжского пароходства (1913 год)

vyatka, Река Вятка, Учреждения и предприятия, old photo

Previous post Next post
Up