Академик М. А. Павлов. Воспоминания металлурга. Часть 1-я

Feb 06, 2019 13:53

 Дорогие друзья, я помещаю в журнале несколько глав из книги воспоминаний академика М. А. Павлова. С 1885 по 1896 год Михаил Павлов, горный инженер, выпускник Петербургского горного института, работал на металлургических заводах Вятского края (Омутнинском, Кирсинском, Холуницком, Климковском). В Омутнинске и Белой Холунице М. А. Павлов жил и ( Read more... )

Павлов М. А., Вятский край, Воспоминания и дневники, Учреждения и предприятия

Leave a comment

Comments 16

a_kuryatkov February 7 2019, 06:46:10 UTC
После второго издания, 1945 года, вышло третье издание 1946 года, в двух частях дополненное. Затем в 1953 и еще позднее в 1984 году.

Запись и литературную обработку сделал известный писатель, Александр Бек.


... )

Reply

tornado_84 February 7 2019, 07:18:06 UTC
Помощь профессиональных литераторов в написании мемуаров - обыкновенное дело. В советское время еще немаловажное значение имел тот факт, что писатели знали, о чем следует сказать в первую очередь и о чем лучше промолчать, что сгладить и что обрисовать более яркими красками. Скажем, тяжелое положение рабочих до 1917 г., их суровый быт, притеснения со стороны хозяев и заводской администрации - этому обязательно уделялось большое внимание. Обыкновенно самыми черными красками описывались хозяева заводов и фабрик. Об управляющих и инженерах можно было иногда сказать несколько добрых слов, но и тут часто подчеркивались их отрицательные черты, поступки: грубость с подчиненными, непрофессионализм, халатность, косность и т.п. Деятельность чиновников тоже описывалась в самых неприглядных тонах, работа земств обычно умалчивалась или упоминалась вскользь.

Reply

a_kuryatkov February 7 2019, 09:49:29 UTC
Да, ругать хозяев заводов и фабрик, преувеличивать их негативные черты, это в духе того времени, но и объективности ради идеализировать тоже не нужно. Стоит только почитать наших писателей демократов. Конечно в сравнении с Европой, а не то что получили после революции.

Reply

tornado_84 February 7 2019, 12:43:18 UTC
В том-то и дело, что Российскую Империю принято сравнивать с передовыми странами Европы. Вот английский рабочий, он получал такую-то зарплату, столько-то кушал мяса и хлеба, столько-то выпивал пива. А вот российский рабочий, который имел зарплату много меньше английского, кушал мало мяса, а вместо пива пил много дешевой водки. При этом как-то забывают, что Британия, Франция, даже Бельгия, Испания и Португалия - это были империи с огромными заморскими колониями. Что весь свой достаток эти страны копили веками, высасывая все соки из колоний. В том числе громадные средства были накоплены на работорговле. А как жил индус в Британской Индии и что он кушал - это никого не волнует ( ... )

Reply


a_kuryatkov February 7 2019, 09:41:50 UTC
Не знаете каким образом в 1842 году барки оказались на Волге? Куда они плыли? Десять барок сразу потонули, это необычно, шторм что ли был? Выходит одна барка осталась на дне. На Волге "одноразовые" барки звались белянами.

Reply

tornado_84 February 7 2019, 13:01:47 UTC
Плыли на Нижегородскую ярмарку. Видимо, был сильный шторм с большими волнами. На Волге нет прибрежных скал, как на Чусовой. Вытащили со дна 101 тысячу пудов, а 19 тысяч так и остались на дне. Это данные из книги Куроптева "Слободской уезд Вятской губернии в географическом и экономическом отношениях" (Вятка, 1881), страница 133. Там есть подробное описание Кирсинского завода и заводов Холуницкого горного округа.

Reply

tornado_84 February 19 2019, 11:43:20 UTC
Беляны, гусяны, мокшаны, коломенки и т.п. - это всё по сути грузовые речные суда одного типа (барка). Разные названия происходят скорее не от разницы в конструкции, а от места производства. Гусяны делали на реке Гусь, мокшаны - на реке Мокше, коломенки - в Коломне, брянчки - на Десне в Брянске и т.д.
В описаниях вятских заводов я встречал слова "барка" и "коломенка". Видимо беляна была больше всех прочих барок по размеру и по грузоподъемности (многоводные Волга, Кама). Есть рассказы о белянах прямо исполинских размеров - до 100 метров в длину (и даже фото). На притоках Вятки делали небольшие барки.

Reply

tornado_84 February 23 2019, 10:41:13 UTC
Есть описание более конкретное: "Согласно данным «Лесного журнала» № 35-36 за 1847 год характеристики чусовских судов были следующие:
коломенка - с грузоподъёмностью в 136 −160 тонн, длиной 36-46,5 метра, шириной в 6,4-7,4 метра, высотой в 1,7 метра;
барка - с грузоподъёмностью в 160-188 тонн, длиной в 17-19 метра, шириной 5,4-6,4 метра, высотой борта в 1,9 метра;
полубарок - с грузоподъёмностью в 94 тонны, длиной в 25,5-30 метра, шириной 2 метра, высотой 1,2-1,4 метра;
гибежная лодка - с грузоподъёмностью 112 тонн, длиной в 25,5 метра, шириной в 8,5-13,7 метра, высотой в 2 метра.
Максимальная осадка барки составляла 1 метр".
Отсюда - https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8B&oldid=94659002

Reply


Leave a comment

Up