Музей деревянного зодчества в Коломенском

Feb 15, 2016 19:53

Без сомнения, вы видели в Коломенском деревянный Дворец Алексея Михайловича. Лубочный терем создан в первую очередь, мне кажется, как приманка для туристов (лучше бы, конечно, импортных, им любую клюкву навесить можно - они только спасибо скажут). Ну и как павильоны для музейных эскпонатов.

Храмы, церкви и природные памятники уже гораздо ближе к исторической памяти этой местности.

Но есть и еще кое-что. Не имеющее непосредственного отношения к Коломенскому и его истокам, но оказавшееся здесь.

Музей Коломенское был основан в 1923 г. по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского (да-да, того самого, что реставрировал Крутицкое подворье), который и стал его первым директором. В конце 1920-х годов по его замыслу для создания музея деревянного зодчества стали свозить старинные деревянные постройки: небольшую хозяйственную постройку из села Преображенского, названную в музее «медоварней», домик Петра I из Архангельска, Моховую башню Сумского острога XVII в. При Барановском хозяйственную постройку из Преображенского поставили на месте светлиц, напротив места, где некогда стояли утраченные шатровое крыльцо «приказных» палат и сами палаты. Для парадного царского двора, где Алексей Михайлович принимал послов, хозяйственная постройка не подходила, но вся территория тогдашнего музея составляла 25 га. После Барановского поставили Домик Петра I на разваленных фундаментах XVII в. и на следах построек XVI в. На свободном лугу поставили Святые врата Николо-Корельского монастыря, но разрезав луч, соединявший Казанскую церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1959 году рядом с воротами Николо-Корельского монастыря поставили башню Братского острога из Сибири.

По концепции С. А. Гаврилова музей деревянного зодчества надо было создавать на левом берегу речки Жужи, где можно было сделать микрорельеф местности. Но сделали музей в урезанном виде по проекту В. М. Бодунова на правом берегу (на территории села Коломенское).

Эти деревянные постройки выскакивают из ландшафта довольно неожиданно. И на первый взгляд их нахождение именно здесь вызывает определенные вопросы. Но это уже дело историков-искусствоведов. Нам оставили возможность изучать и любоваться. Правда на этот раз издалека ;)






В 1932 году в Коломенское была перевезена надвратная башня Николо-Корельского монастыря, существовавшего в 34 верстах от города Архангельска, и в 2-х верстах от Белого Моря (ныне это территория города Северодвинска).

До начала 1990-х годов временем постройки проездной надвратной башни монастырской ограды считались 1691-1692 годы. Однако, как выяснили исследователи в последнее десятилетие, сохранившаяся башня ограды могла быть построена только после пожара, случившегося в монастыре в 1798 году. Тогда огонь уничтожил стены и башни конца XVII века. В 1880 году, пришедшая в ветхость ограда была заменена новой, но башни, в том числе надвратная, остались старые: их только обшили тесом.


В 2007 году башня была разобрана, отреставрирована и перевезена на новое место. Все плотничные работы по реставрации проездной башни Николо-Корельского монастыря выполнялись по исторической плотничной технологии XVII-XVIII веков, в частности применялись инструменты, изготовленные по образцам времени постройки башни. Была произведена тщательная реставрация подлинных бревен сруба: заменены вставками из нового материала полностью обветшавшие участки, удалена поверхностная гниль. При этом шире, чем в обычной реставрационной практике, использовались традиционные плотничные приемы (ручная подгонка, врезка, соединение на шипах и т. п.).


Сумский острог, располагавшийся на берегу Белого моря, был деревянным, как и множество других русских крепостей XVI-XVII вв. Фортификационное искусство мастеров, строивших эти крепости, достигало столь высокого уровня, что стены и башни выдерживали «огненный бой». К настоящему времени от Сумского острога осталась только одна северо-западная (Моховая) башня, срубленная в начале 1680-х годов. Она хранилась в разобранном виде в фондах музея-заповедника «Коломенское». Это сооружение имеет высокую историко-архитектурную ценность: в европейской части России уже давно нет ни одного деревянного памятника оборонной архитектуры. На подлинных бревнах сохранились следы неприятельской (шведской) картечи, которой не раз обстреливали героических защитников крепости в конце XVI-XVII веках.


В Моховой башне Сумского острога сейчас развернута экспозиция, посвященная истории острога, как военной крепости, и ее месте в системе обороны Поморья конца XVI - начала XVIII вв.




Правее, за деревом (увы, плохо видно) - башня Братского острога (острог находился на левом берегу Ангары). Зато хорошо видны Кирюшины полеты :)






Добрый папочка засыпал Кирюшу листьями.


Месть последовала мгновенно!




Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года. Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца был построен на берегу небольшой реки Ёрги, правого притока могучей Северной Двины в ее верхнем течении. Это была холодная церковь, без печи, богослужения в ней проводились только в теплое время года. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень. Церковь Святого Георгия - памятник деревянного зодчества XVII века.

В 2003 г. по инициативе художника Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.И.Глазунова сохранившуюся Георгиевскую церковь осмотрела группа специалистов. Началась проработка идеи подробного изучения памятника с последующей его разборкой и доставкой в Коломенское для научной реставрации и возведения на новом месте. В 2008 г. храм был разобран и перевезен на территорию Коломенского. В 2009 г. начались работы по реставрации, а в 2010 г. - по установке храма на новом месте - в долине речки Жужи, рядом с уникальными памятниками Музея деревянного зодчества.


Посвящение храма Св. великомученику Георгию Победоносцу - не редкость. [Про Георгия Победоносца]Этот древний святой - один из самых почитаемых в христианском мире. Св. Георгий жил в III в., был блестящим римским офицером, приближенным императора Диоклетиана. Когда начались диоклетиановские гонения на христиан - последние и, возможно, самые жестокие в истории Рима, - Св. Георгий не отрекся от своей веры, хотя его уговаривал сам император. После многодневных пыток, не сломивших его волю, святой был обезглавлен. Это произошло в Никомидии (ныне г. Измит в Турции) в 303 г. По древнему преданию, уже после этого события близ родного города Св. Геория Белита (ныне Бейрут, Ливан) появился огромный змей, разорявший страну. Чтобы умилостивить чудовище, царь той страны был вынужден отдать ему в жертву свою дочь. Но когда змей приблизился к царевне, появился ослепительный всадник и сразил чудовище. Это был Св. Георгий. В его подвиге видят образ победы христианской веры над мраком язычества, пример христианского мужества, стойкости и воинской доблести.

Св. Георгия многие века считают своим покровителем воины и земледельцы. День его памяти 23 апреля (6 мая по новому стилю) - весенний Юрьев день - на Руси традиционно считался концом зимы, временем начала полевых работ.

На Руси широкое почитание Св. Георгия началось с момента принятия христианства в конце X в. Для этого много сделал великий князь Ярослав Мудрый, принявший крещение под именем Юрий и почитавший этого святого своим покровителем. В геральдике Московского княжества с XIV в. утвердился образ всадника, поражающего змея, позже вошедший в герб Российской империи.



Знак в честь 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. "Сэргэ" - коновязь и, одновременно, ритуальный столб у якутов и бурят. Сэргэ связано с культом коня. Сэргэ - символ мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя - для лошадей подземного мира.


Кирюшу древние памятники интересовали мало. Другое привлекало: панда-парк. Это такой трехуровневый комплекс трасс, для прохождения которых нужна ловкость, сила и координация. Нижний ярус для малышей, средний - для ребят постарше, верхний - уже для уверенных в себе подростков.


Проблема была только одна: для малышковой трассы Кира слишком ловкая и быстрая, а на второй ярус ее не пускают ибо ростом не вышла, не дотянется до тросов, за которые нужно хвататься, чтобы пройти дистанцию.


Впрочем, удовольствия все равно была полная каска ))


В Этномире все же веревочные городки в сто раз круче. ;)


Коломенское, Парки

Previous post Next post
Up