- Что он с нами сделает?
- Ничего! - дрожа от страха, ответил Гном Небесный.- В том-то весь и ужас!
- Чего тогда ужасаться, если нам ничего не грозит? - прохрипел Петропавел полузадушенно.
- Это священный ужас, ужас наших предков! - Гном Небесный трясся, тем самым позволяя Петропавлу хотя бы изредка перехватывать воздух.
- У вас у всех общие предки, что ли? - еле выдавил из себя Петропавел.
- Предки у всех общие,- понятно ответили ему.- Не думайте, что у Вас они какие-то уникальные.- Это был голос Белого Безмозглого. Петропавла неприятно поразило, что у него с Белым Безмозглым общие предки.
- Эй, вы там, внизу, заткнитесь! - раздался сверху голосок Дитяти-без-Глаза.- Не мешайте испытывать ужас!
- Да плевал я на ваш ужас! - разозлился Петропавел и нечеловеческим усилием продрался наружу сквозь груду тел.
(Евгений Клюев,
«Между двух стульев».)
Дослушал на днях аудиокнигу Пола Андерсона
«Сломанный меч» - фэнтази про войну эльфов и троллей в средневековой Британии. Главный герой по неведению сходится с сестрой, и вокруг него, конечно, тут же разводят ажиотаж все, кто в курсе,- от его усыновителя эльфа Имрика до бога Тюра, а уж когда узнаёт сама Фреда… Книга написана шестьдесят лет назад, то есть в ту же эпоху, когда Толкин закончил сходную историю Турина Турамбара очень трагично и совершенно беспросветно (любопытно, что Турин, андерсоновский Скэфлок, а заодно уж и муркоковский Элрик (Элрик, кстати, тоже был любовником своей двоюродной сестры, и собирался жениться на ней,- только в Мелнибонэ такое, понятное дело, никого не беспокоило), имеют одного прототипа - Куллерво из «Калевалы»). На этом фоне крайне драматично смотрится проведённая Андерсоном романтическая линия - с напряжением наблюдаешь до самого конца, сольёт он её, «как положено», или всё же позволит сыграть любви роль ориентира и спасения.
Такой сюжет побудил меня изложить в справочном виде результаты предпринятых в рамках
недавней полемики изысканий - не пропадать же им - насчёт действующих в странах мира законов об инцесте. А то публика у нас поразительно не осведомлена в этом вопросе (хотя обсуждать, а ещё скорее осуждать, готовы едва ли не все). Антропологические разработки по этой теме вообще мало кому знакомы (например, исследование «Запрет инцеста и его происхождение» (
La prohibition de l’inceste et ses origines) Дюркгейма, кажется, вообще не переведено?). Мои старшие родственницы, когда-то учившиеся в СССР на юристов, показали полное незнакомство с тем фактом, что брак двоюродных родственников был [и есть] совершенно законен. А как в других странах? Давайте посмотрим [на, увы, очень неполную картину].