(Оригинальная подборка
тут. Перевод с английского, сверенный с китайским оригиналом,- таки мой.)
На встрече с Ай Сыци летом 1964 г. Мао сказал:
«Синтез - это именно надлежащее развитие, с одной стороны, уничтожение, с другой стороны, и разрешение противоречия».
В выступлении по вопросам философии 18 августа 1964 г. Мао сказал:
«Как происходит синтез? Вы все видели, как на материке произошёл синтез двух сторон противоречия - гоминьдана и компартии. Приходили их войска, а мы поглощали их кусок за куском. Это не был синтез, выражавшийся в мирном сосуществовании двух сторон… Один поглощает другого, большая рыба поглощает маленькую - это и есть синтез. В книгах так никогда не писалось, и в моих книгах так не написано».
Выступая в Ханчжоу 21 декабря 1965 г., Мао сказал:
«Синтез как раз и заключался в поглощении вражеских войск. Как мы синтезировали гоминьдан? Разве мы не захватывали вражеские войска для перестройки их сущности? Захватывали рядовой состав, а не убивали. Меньшую часть отпускали, большая пополняла нашу армию. Мы брали всё - оружие, продовольствие, различные материалы. То, что нам не было нужно, мы, говоря философским языком, снимали - таких, например, людей, как Ду Юймин. Принятие пищи - это тоже анализ и синтез. Например, когда едят крабов, то едят только мясо, а скорлупу не едят. Органы пищеварения вбирают питательные вещества, а остальное выбрасывают. У всех у вас философия заморская, а у меня философия доморощенная. Синтезирование гоминьдана было именно поеданием его, вбиранием большей части и выбрасыванием меньшей части. Это выучено у Маркса. Маркс снял внешнюю шелуху гегелевской философии, вобрал ценное внутреннее ядро и преобразовал его в материалистическую диалектику. Он вобрал материализм Фейербаха, и ещё следовало подвергнуть критике его метафизическое наследие. Марксизм вобрал хорошее и выбросил плохое из французского утопического социализма и английской политической экономии».