Энгельсу сравнительно повезло с цитированием. Из 19-ти
приводимых Викицитатником фрагментов подавляющее большинство оказались подлинными. Но обнаружились и занятные ошибки.
«Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам» - это не Фридрих Энгельс, а другой немецкий философ, Йоханн Якоб Энгель, умерший ещё до его рождения. Фраза была написана в книге «Рождественский подарок».
«Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. А гражданин, обладающий истинным чувством собственного достоинства, никогда не опустится до оскорбления достоинства другого или до равнодушия в отношении достоинства своего государства» (Энгельсу приписывалось только первое предложение).
А это, вероятно, всё-таки Н. Г. Чернышевский. Хотя в текстах оного цитату отождествить также не удалось, но она, насколько мне удалось выяснить, приводится в его «Избранных педагогических высказываниях» 1940-го года издания на 149-й странице. Если у кого есть это издание, гляньте, указан там источник?
Ещё два афоризма мне, несмотря на тяжкие, долгие и многосторонние усилия, отождествить не удалось:
«Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести» и
«Нельзя уйти от своей судьбы,- другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий».
Если кто-нибудь знает, откуда они взялись, дайте знать, пожалуйста.
P. S. Сегодня мне снились, помимо прочего, похороны Брежнева. Меня даже попросили нести гроб. Брежнев выглядел неважно, но как будто чему-то ухмылялся. К чему бы это?..
Между прочим, моё становление как личности пришлось на «пятилетку пышных похорон». Проводив озадаченным взглядом трёх генсеков менее чем за два с половиной года, я сформировал представление об их крайней недолговечности и, путём простой, неосознанной даже, экстраполяции, заключил, что, поскольку лидеров Партии известно не так уж много (Сталин, разумеется, был ещё фигурой умолчания, да и Хрущёва общественное сознание старалось вытеснить), я должен был застать живого Ленина, о чём с полным убеждением и заявлял в разговорах с приятелями. …Теперь я прихожу к выводу, что не так уж и ошибался.
P. P. S. Пришлось тут разобраться ещё с одной цитатой: «Свобода есть осознанная необходимость» (иногда ещё прибавляют «…выбора») - её приписывают Спинозе, Гегелю и Марксу. На самом деле это Энгельс, хотя и Гегель и Спиноза тут при деле: «…Свобода есть познание необходимости» (…Ist die Freiheit die Einsicht in die Notwendigkeit). Или в пересказе Ленина: «Свобода есть сознание необходимости» (В. И. Ленин. ПСС, т. 26, с. 53). А подробнее:
«Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости. „Слепа необходимость, лишь поскольку она не понята“. ‹…› Свобода воли означает… не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждение человека по отношению к определённому вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как будто произвольно между многими различными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчинённость тому предмету, который она как раз и должна была бы подчинить себе» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 116; фраза Гегеля взята Энгельсом из добавления к § 147 его «Энциклопедии философских наук»).
Вроде бы, такой подход действительно восходит к «Этике» Спинозы, но вот каковы тамошние формулировки:
«Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принуждённой называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определённому образу» («Определения», 7) и «…Мудрый как таковой едва ли подвергается какому-либо душевному волнению; познавая с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи, он никогда не прекращает своего существования, но всегда обладает истинным душевным удовлетворением» (теорема 42).