Архангельское. Прогулка по усадьбе

Oct 03, 2013 09:00


«Бывали ли вы в Архангельском? - Ежели нет, поезжайте...»
А.И.Герцен
Воспользовавшись мудрым советом Александра Ивановича Герцена, мы отправились на прогулку в Архангельское.


Самым древним сооружением Архангельского является каменный храм Архангела Михаила, выстроенный в 1660-е гг. и давший название имению.


Его строительство приписывают крепостному каменных дел мастеру Павлу Сидоровичу Потехину. С него мы и начали нашу прогулку. Дорога к церкви Архангела Михаила начинается Святыми воротами, возведенными в 1824 году Е.Д.Тюриным. В проекте архитектора между колоннами, украшающими пилоны этой монументальной арки, стояли статуи святых, а над аттиком возвышался Крест и фигуры ангелов.


Сама церковь невысокая, без подклета, с крытой лемехом главкой-луковицей и двумя приделами - Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи.


Колокольня, сначала деревянная, а затем из камня, была возведена к западу от храма. На ней разместили не только колокола, но и часы (до наших дней сохранился только фундамент сооружения).


За храмом находится могила княжны Татьяны Николаевны Юсуповой. Вместе с ней временно в той же могиле был захоронен и Николай Феликсович Юсупов, брат Феликса Феликсовича. Предполагалось позднее его перезахоронить в Колоннаде, но этому не суждено было исполниться.


В 1826 году создание храмового комплекса было завершено строительством Глинобитной ограды с аркой посередине и деревянными башенками по сторонам.





В XVIII веке на склоне у Москвы-реки была выстроена Кладовая над оврагом. Она служила хозяйственным складом, а своими фундаментами сдерживала разрастание проходящего под ней оврага.


В 1815-1816 гг. архитектором О.И. Бове она была перестроена. В нижней части строения можно найти следы псевдоготики.


Конторский флигель был выстроен в 1822-23 гг. архитектором Е.Д. Тюриным на месте двухэтажного флигеля конца XVIII века. Он являлся центром хозяйственной жизни Архангельского. Здесь располагалось ведомство управляющего имением: контора получала распоряжения из московской канцелярии и давала указания по всем работам в имении; писари оформляли приходо-расходные книги, документы по строительству и уходу за парком, работе фабрики по пряже козьего пуха и мастерских по росписи фарфора и огранке хрустальной посуды...



На сегодняшний день убранство интерьеров утрачено, а в помещениях флигеля находятся экспозиции и выставки из фондов музея-усадьбы. Например, мы посетили проходившую в то время выставку "Фарфор Юсупова. Фаянс Ламбера", на которой полюбовались великолепными сервизами, расписанными Августом Филиппом Ламбером, из собрания Н.Б. Юсупова.




Въезд в усадьбу открывается Императорской аллеей, ведущей с московской дороги ко дворцу. Она подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома.


Возведенная вскоре после победы России в войне 1812 года арка подобна триумфальной. Она построена в 1817 году по проекту С.П. Мельникова и под руководством В.Я. Стрижакова. Над архивольтами изображены летящие Славы. Чугунные ворота, ажурный рисунок которых восходят к стилю ампир, выполнены в 1896 году по проекту архитектора Н.В.Султанова.





Внутренние углы флигелей закрыты полукруглыми стенами с проходными арками в середине.


Над дворцом в 1817 году возвели бельведер, украшенный коринфскими колоннами; в период пребывания владельцев в имении на его флагштоке развевался белый флаг с гербом Юсуповых.


Очень торжественен двор с клумбой в центре, опоясанный мощными колоннадами.


Перед входом гостей встречают прекрасные фонари...


и не менее прекрасные пушки.


За мощным входным портиком застекленные двери ведут в величественный Вестибюль.


Высокие пилястры несут классический карниз, углы зала чуть скруглены, в полуциркульных каминных нишах расположены скульптурные группы «Амур и Психея» и «Кастор и Поллукс».



Стены украшает роспись в технике гризайль, имитирующей изысканную лепку.



В вестибюле дворца есть макет усадьбы Архангельское. На нём она показана такой, какой выглядела при князе Юсупове.


Вестибюль - первый парадный зал. Он открывает первую сквозную анфиладу дворца.


Аванзал стилистически связан с Вестибюлем: серебристо-белая окраска, полуколонны, пилястры. Из аванзала лестницы ведут на второй этаж, причем воспринимаются они очень легко: деревянные оштукатуренные столбы на площадках оформлены как "парковые беседки".


Двусветный Овальный зал - архитектурный и композиционный центр дворца. Мощные колонны искусственного мрамора поддерживают идущие по периметру зала хоры и подымающийся над ним высокий купол с полуциркульными арками.


В центре купола находится живописный плафон «Амур и Психея» Н. де Куртейля в его центре одухотворяют строгую архитектонику зала. Летом двери Овального зала распахивались в сад, объединяя пространства дворца и парка.


Поражает отделка парадной столовой: здесь роспись занимает всю высоту стен, ее охристо-розовый колорит насыщен, а изобразительные мотивы взяты из декорации египетских дворцов эпохи римского господства.






В дворцовый ансамбль органично входят Флигели. В западном, где при Голицыных существовал домашний театр, Н.Б. Юсупов разместил часть картинной галереи и библиотеки. В восточном всегда размещались кухня и служебные помещения. Придворцовые колоннады служили переходами из основного здания во Флигели.


Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII века был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, которая спускается вниз к Москве-реке.


Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, по своей композиции напоминает Парадный двор, но по отделке ближе дворцовому интерьеру. Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы - скульптурная группа «Геркулес и Антей», произведение мастера XVIII века.


На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак, приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло.




Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны.





Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII - нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б. Юсуповым в Карраре, в московских мастерских С.П. Кампиони и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.



Вдали, за Большим партером видны два здания - это санаторные корпуса министерства обороны.


Не устали? Присесть отдохнуть не желаете?:)


Теперь можно и продолжить. В 1819 году в западной части регулярного парка по проекту Е.Д. Тюрина был выстроен небольшой, похожий на античный портик храм-памятник Екатерине II. Императрица предстала здесь в облике древнеримской богини правосудия Фемиды. Статуя исполнена по модели скульптора М.И. Козловского. На стене позади фигуры - слова из поэмы великого поэта Возрождения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».


В середине XIX в, среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан - маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В ее центре размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».


Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX в. память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III.




В восточной части парка, близ Нижней террасы, находятся два самых поздних в Архангельском памятника. Бронзовая фигура юноши с угасающим факелом - аллегория «Скорбь», единственная в России работа немецкого мастера К.Г.Барта, установленная здесь в 1908 году.


Другой памятник - А.С. Пушкину. Потомки князя Юсупова очень чтили поэта, поэтому в 1903 году при Зинаиде Юсуповой в усадьбе ему установили памятник. По воспоминаниям современников, он очень похож на оригинал.


С тех пор аллея, на которой стоит бюст Пушкина, называется Пушкинской. Её ансамбль был создан архитектором Н.В.Султановым.


Одним из очаровательных уголков Архангельского является расположенный в запасной части парка миниатюрный ансамбль «Каприз», состоявший еще при Н.А. Голицыне из жилого флигеля, примыкающей к нему Библиотеки и «собственного садика». Свое происхождение ансамбль ведет от излюбленных восемнадцатым столетием уголок уединения - «эрмитажей».


В 1819 году «Каприз» перестроили по проекту Е.Д. Тюрина: центральная часть здания стала двухэтажной, внутри расположились гостиные, биллиардная, кабинет, две спальни, девичья, кухня. В пристройке к зданию стояли муфельные печи, в которых обжигали изделия из фарфора, декорированные миниатюрными копиями картин из княжеской коллекции. После смерти Н.Б. Юсупова комнаты в «Капризе» стали сдавать на лето внаем. Во время реставрации большого дворца здесь хранилась знаменитая библиотека князя Юсупова.


Здание Библиотеки было выстроено в конце XVIII в., предположительно, по проекту итальянского архитектора Ф. Петонди. В 1829 году крылья здания сгорели, а сохранившаяся центральная часть обрела новое название - «Чайный домик»: летом сквозные двери маленького зала открывали, и он превращался в беседку для отдыха.


Рядом с "Капризом" можно увидеть небольшие туннели, покрытые липой, так называемые берсо, что с французского переводится как «перевёрнутая люлька». Их соорудили при князе Юсупове, чтобы гости могли укрываться от солнца и зноя. Раньше берсо были увиты виноградными лозами, сейчас их покрывает липа.


Замысел величественного мемориального сооружения "Колоннада" в Архангельском возник в связи с трагическим событием в семье владельцев усадьбы - гибелью на дуэли старшего сына Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича - Николая Феликсовича Юсупова. Для возведения храма-усыпальницы в честь святителя Николая был приглашен видный русский архитектор Роман Иванович Клейн.




Весной 1909 года состоялась закладка фундамента, и уже через три года основная часть строительства была завершена. Над скульптурным декором здания - лепными деталями и барельефами барабана купола - работал ученик и ассистент Клейна Г.Б. Бархин. Для росписи храма в 1913 году был приглашен И.И. Нивинский.





Завершающий этап работ по созданию храма-усыпальницы был прерван первой мировой войной и революционными событиями в России. Храм-усыпальница не использовался по прямому назначению. В наши дни в связи с реставрацией дворца здесь хранятся монументальные живописные полотна из юсуповского собрания.


На этом все. Немного жаль, что мы гуляли по усадьбе в предверии фестиваля "Усадьба джаз", и почти везде собирались сцены, монтировались дорожки, в общем, шли строительные работы, но в целом это не помешало насладиться удивительным ансамблем.

Об истории усадьбы наш пост здесь: http://toptigki.livejournal.com/41042.html

Использованная литература:
http://www.arkhangelskoe.ru/history/01.php
http://www.arhangelskoe.su/the_museum/history/

усадьба, Архангельское

Previous post Next post
Up