«...Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни, Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют, мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя, твой разговор свободной
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный...»
А.С.Пушкин
Конечно, об усадьбе Архангельское написано немало, но прежде чем выкладывать фотографии с нашей прогулки, мы бы хотели хоть чуть-чуть рассказать об истории этих мест.
Имение Архангельское, изначально называвшееся Уполозы по фамилии одного из владельцев Алексея Ивановича Уполоцкого, известно со времен Ивана Грозного. Село было небольшим, имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный в 1-й половине XVI века. В XVII веке при новых владельцах, боярах братьях Киреевских, его обновили. В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев. При нем вотчина состояла «из села Архангельского и деревни Захарковой» с населением примерно 100 человек.
В середине XVII века «Уполозы, Архангельское тож,» находилось во владении князей Одоевских. Именно по их распоряжению на месте деревянной церкви, вероятно, под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским. К концу XVII века село превратилось в типичную подмосковную вотчину: вблизи храма стояли рубленые жилые хоромы: три светлицы, связанные сенями; рядом еще один сруб - баня, а чуть дальше поварня, ледник, погреб, конюшенный двор и амбары.
С 1681 года Архангельское принадлежит князю М.Я. Черкасскому, а к 1703 году переходит к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при Анне Иоанновне был обвинен «в преступных намерениях» лишить государыню власти и выслан в Москву. В ссылке Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском.
Неизвестный художник. Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665 - 1737). XVIII век.
Деятельный по натуре, князь обратил свою энергию на переустройство усадьбы. Старое жилье казалось ему слишком малым, и к западу от прежних построек он начал возводить новый двухэтажный дом, а перед ним разбил сад. Однако закончить переустройство князю не удалось. В 1736 году по указу Анны Иоанновны он был арестован, заточен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре скончался, а усадьбу конфисковали в казну. Но уже в 1742 году Императрица Елизавета Петровна возвратила имение сыну Д.М. Голицына - Алексею Дмитриевичу Голицыну, который не сумел поддержать начинания отца, и только его сын, князь Николай Алексеевич Голицын, решил превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу, отвечающую духовным устремлениям века Просвещения.
В 1783 году князь привез в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга, который летом следующего года построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.
Портрет Н.А. Голицына. Конец XVIII - начало XIX вв
Н.А. Голицын, занимая высокий пост при дворе императрицы Екатерины II, в 1780 году в Париже приобрел для строительства своего загородного дома проект архитектора Шарля Герна.
Разрез Большого дома по главной оси. Проект. Архитектор Герн. 1780 г.
Главный дом был заложен в 1784 году, а строительные работы во дворце велись в той или иной степени более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Еще одной чертой дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором - жилые комнаты и библиотека.
План антресолей Большого дома. Архитектор Герн. 1780 г.
Одновременно со строительством дворца проводились работы и по переустройству парка. Хотя русское садово-парковое искусство к тому времени отошло от традиций «французского сада», парк в Архангельском не был переделан в угоду новой моде в духе английских пейзажных парков. Наоборот, он превращался при Н.А. Голицыне в «подмосковный Версаль» с зелеными партерами и строгой сеткой аллей. Планировка парка оказалась открытой, перспектива не замыкалась никакими постройками. Его регулярную часть составляли две террасы, выполненные по проекту итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, и большой партер с прилегающими к нему боскетами.
Вид на усадьбу Архангельское. Картина крепостного художника XVIIIв.
Рядом с восточным оранжерейным павильоном были возведены "Римские ворота" - дань модному тогда увлечению античными руинами.
«Римские руинные ворота» около оранжереи. 1902 г.
В западной части регулярного парка был устроен комплекс, получивший название "Каприз", который сам по себе образовывал миниатюрную усадьбу в усадьбе. С севера к нему прилегало вытянутое деревянное здание библиотеки с центральным кирпичным павильоном.
Фасады, разрез центральной части и план Библиотеки в парке
Внутреннее оформление центральной части Библиотеки. Разрез. Конец XVIII в.
В 1809 году Николай Алексеевич скончался, а его вдова, Мария Адамовна, через год продала усадьбу князю Николаю Борисовичу Юсупову. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций.
Лампи Иоганн Баптист Старший - «Портрет Князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831)»
Еще в 1804 году, Юсупов перевез в Москву из Петербурга большое количество одежды, фарфора, столового и чайного серебра. После продажи дома в Петербурге, Юсупов перевозит в Архангельское свою картинную галерею и собрание мраморов, так что к 1812 году законченный отделкой дом наполнился богатой и художественной обстановкой.
Во время войны 1812 года ценности и картины были вывезены в Астрахань, мраморные статуи зарыты в землю. Вся же, усадьба и Большой дом значительно пострадали - и не только от французов, но и от местных крестьян. После войны и крестьянского бунта, учиненного архангельскими мужиками осенью того же года, потребовались огромные затраты на её восстановление. Князь Н.Б. Юсупов был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами, поэтому он приглашал работать в Архангельское О.И. Бове, И.Д. Жукова, С.П. Мельникова, Е.Д. Тюрина, В.Г. Дрегалова, М.М. Маслова. В самой усадьбе их помощниками были талантливый крепостной архитектор Василий Яковлевич Стрижаков и выходцы из юсуповских вотчин.
В течение 1813 и 1814 гг. производится капитальный ремонт Большого дома, над ним был вновь возведен «фонарик» (бельведер), украшенный коринфскими колоннами; в период пребывания владельцев в имении на его флагштоке развевался белый флаг с гербом Юсуповых. В 1817 году по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Внутренние углы флигелей закрыли полукруглыми кулисными стенами с проходными арками в середине.
К 1815 году была закончена внутренняя отделка дома. Все лето в доме работал лепщик Иван Петров Копылов и крепостные живописцы: Михаил Полтев, Егор Шабанин, Федор Сотников и Иван Колесников.
Летом 1818 года во время визита в Архангельское императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. В 1819 году из четырех колонн и карниза, отделенных от старого здания «Каприза», под наблюдением Тюрина устраивается в парке беседка, у которой три задние стенки были глухие. Эта беседка использована для установки в ней памятника Екатерине II, работы Рашетта.
Облик Архангельского окончательно сложился к середине 1820-х годов. Казалось, нельзя было отыскать под Москвой имения более совершенного: архитектурный ансамбль и парк в нем органично сочетались с великолепными коллекциями; громадной библиотеке Н.Б. Юсупова могли позавидовать в столицах; театр украшали декорации Пьетро Гонзага, а расписанный в имении фарфор носил марку с названием усадьбы.
И.Е. Боруноа - План дворцово-паркового ансамбля. 1820-е гг.
В 1827 году Н.Б. Юсупов купил и перевез в Архангельское из подмосковных Горенок знаменитые «ботанические оранжереи» графа П.А.Разумовского. Многочисленные теплицы поставляли диковинные плоды и цветы к столу хозяина. Гости, бывавшие в Архангельском, не переставали удивляться юсуповским затеям; вольеру с фазанами и павлинами, зверинцу с верблюдами и ламами, пеликанам на берегу пруда и редким растениям в оранжереях и в саду.
П.П. Свиньин - Архангельское. Вид усадьбы. 1824 г.
В июле 1831 года старый князь Н.Б. Юсупов умер, и усадьба перешла к его сыну - князю Борису Николаевичу Юсупову. Он не часто бывал в Архангельском, и кроме того, оно было очень "затратным" имением.
Неизвестный художник с оригинала К.Робертсон. Портрет Б.Н.Юсупова.
Для раздачи долгов пришлось отдать на откуп пруды для ловли рыбы, продать Московскому университету ботанический сад, состоявший из 9 тысяч растений. В петербургский дворец на Мойке были перевезены лучшие произведения живописи и скульптуры. И хотя в Архангельском оставались книжное собрание и многие произведения искусства, Большой дом утратил былой облик. В «Капризе» и жилых павильонах при оранжереях устроили комнаты «для отдачи внаем»
Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б. Юсупова - князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему, самозабвенно любившему искусство и покровительствовавший художникам и музыкантам.
Н.Б.Юсупов-младший. Фото 1870-х гг
Состояние здоровья требовало частого пребывания Н.Б. Юсупова-младшего на лечении за границей, на родине он бывал редко, но Архангельское любил и, приезжая в усадьбу, пользовался библиотекой деда.
Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б. Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова и ее супруг - граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон.
На рубеже XIX - XX вв. имение вновь обрело былую славу и превратилось в значительный художественный центр. А.Н. Бенуа. В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский, К.Н. Игумнов, Р.И. Клейн и многие другие деятели русской культуры часто посещают усадьбу, нередко работая по заказу Юсуповых.
Франсуа Фламенг - Портрет княгини З. Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском
В 1903 году в парке близ дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея - скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском.
В 1918 году, за год до революционных событий в России, на месте Житного двора в Архангельском завершилось строительство усыпальницы князей Юсуповых по проекту архитектора Р.И. Клейна. Однако никто из представителей юсуповского рода не был похоронен здесь: в 1919 году владельцы имения навсегда покинули родину. Княгиня З.Н. Юсупова скончалась в Париже в 1939 году, там же, на кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, покоится и ее сын князь Феликс Феликсович Юсупов.
Ф.Ф.Сумароков-Эльстон, З.Н.Юсупова, Ф.Ф.Юсупов, Н.Ф.Сумароков-Эльстон
Юсуповы составили завещание, согласно которому «…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…».
В какой-то мере завещание было исполнено. 23 октября 1918 года вышел декрет «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», и 1 мая 1919 года музей в усадьбе был открыт для посетителей.
А.И.Кравченко. Архангельское. 1922г.
В 1928 году все арендаторы были вытеснены из усадьбы домом отдыха Мосздравотдела, а в 1933 году Архангельское было передано Наркомвоенмору. На месте разобранных оранжерей и жилых флигелей над Москвой-рекой в 1934 году по проекту архитектора В.А. Апышкова начали строить корпуса санатория, в 1937 году в капитально переоборудованных придворцовых флигелях были устроены спальни для отдыхающих; в усадьбе открылся дом отдыха РККА.
Во время Великой Отечественной войны директор музея Иван Михайлович Починовский приложил значительные усилия, чтобы эвакуировать коллекции на Урал. Десять послевоенных лет - время больших реставрационных работ в Архангельском.
В ноябре 1985 года музей-усадьба «Архангельское» был закрыт на реставрацию. Однако из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы, которые планировалось закончить к 1995 году, все время прерывались и не завершены до сих пор. Кроме того, в наше время продолжаются имущественно-земельные споры между усадьбой и Министерством обороны.
Использованная литература:
http://www.arkhangelskoe.ru/history/01.phphttp://www.arhangelskoe.su/the_museum/history/http://кихм.рф/architecture/manors/index.php?action=show&razdel=19&pageid=12http://www.5arts.info/arkhangelskoe_part_04/http://www.liveinternet.ru/users/4809789/post231352875