Я часто слышу жалобы людей на то, что их жизнь проходит в социальных сетях, что онлайн анкеты - это нынешние потемкинские деревни, глянцевые фото, прикрывающие разлад в жизни. Знакомый терапевт рассказывала о пациентах с жалобами на депрессию после посещения Фейсбука: мол, у всех жизнь такая красивая и активная, все ездят в отпуска, путешествуют, женятся и рожают детей, только я один лузер… Не буду дальше развивать эту тему. Я расскажу, как социальные сети обогащают мою жизнь.
Для меня Фейсбук - это незаменимое средство связи. Встретив однажды приятного или интересного человека, я добавляю его в друзья, особенно не раздумывая. Если через неделю вы забудете, кто это такой, его фотографии и ваши общие друзья, вероятно, напомнят историю знакомства (чего не скажешь о записях в телефонной книжке). Поначалу мне было всего лишь интересно находить общих друзей с приятными незнакомцами, но со временем эта тактика стала давать неожиданные результаты, социальная сеть стала открывать свои новые свойства.
Канада и США - удивительно гомогенные страны: люди постоянно переезжают в поисках себя, новой работы, разнообразия и смысла жизни. Встреченный на вчерашней вечеринке человек через полгода может запросто переехать на другой конец континента. «И на кой черт он мне сдался после этого?» - спросит половина моих читателей? Сейчас я вам расскажу.
На одном из семинаров по боевым искусствам я познакомился с Джеки Чаном из Тандер Бэя (Северное Онтарио) - обладателем второго дана по карате, симпатичным парнем с синдромом Туррета: это разновидность нервного тика, заставляющего человека непроизвольно выкрикивать ругательства или нервно дергается. Несмотря на это, Джеки Чан - любимец девушек, мастер боевых искусств и инициатор программы помощи беспризорным детям Ямайки. Карате и тики сосуществуют в Джеки Чане вполне успешно, за исключением редких «приступов», когда, волнуясь, он бьет себя натренированным кулаком в грудь, рискуя сломать ребра. Перед переездом из Торонто в Калгари я вспомнил, что когда-то обещал навестить Джеки Чана, чего он ни капли не смутился, напротив, предложив мне жить у него, сколько захочется. Вместе мы поднялись на местную гору.
Со времен жизни в Москве мой Фейсбук хранил десятки контактов, один из которых годы спустя внезапно оказался в городе Саскатун, провинция Саскачеван. Стоит ли объяснять, что из Тандер Бэя я отправился в Саскатун? На месте, повинуясь привычке, я «зачекинился» в новом месте, опубликовав в Фейсбуке навеянную полнолунием глупость: «Full moon in Saskatoon», тут же получив сообщение от знакомого ученого-биолога, прежде жившего в Монреале. Оказалось, что вместе с научным руководителем он переехал в Саскачеван, где их лаборатории были предоставлены лучшие условия. Вот так хорошие люди находят друг друга: вечером следующего дня мы вместе с моими «хозяевами» и ученым пили пиво в местном баре, после чего удостоились короткой экскурсии по лаборатории.
Спустя еще несколько месяцев я отправился в Ванкувер, где меня ждали знакомые по Онтарио, каждый своей стезей перебравшийся в Британскую Колумбию. Вечером за пивом в честь моего приезда встретились моя ванкуверская «хозяйка» Света и добрый приятель со времен моих еженедельных визитов в Оттаву, Саша, с супругой. Именно тогда я ощутил всю мощь теории шести рукопожатий: любые два человека на земле в среднем разделены цепочкой из пяти промежуточных знакомств. Русскоязычное сообщество иммигрантов связано еще крепче: за пивом стали выясняться подробности. Живя в Оттаве, сашина жена играла в волейбол с моей тогдашней девушкой, а теперь, живя в Ванкувере, играет в волейбол со Светой, и уже не один месяц они собираются пообщаться за кофе, а прежний молодой человек моей оттавской девушки, с которым на этой почве у меня не сложилось дружбы, впоследствии был в отношениях со Светой…
На время разговор сменил тему, я рассказал, почему отказался от заключительного собеседования с Амазоном, предпочтя нынешнюю работу в Калгари; и о дальнейших планах своего путешествия: из Ванкувера я ехал в Сиэтл проведать старинных друзей семьи, которых не видел уже лет десять, но поддерживал робкую связь через Фейсбук.
- А у меня в Сиэтле есть знакомый! - заговорила Света, - он, кстати, тоже в Амазоне работает. Его зовут Леша…
- Леша Воропаев, - закончил я, хлопнув себя ладонью по лбу.
В Сиэтле я забрался на башню, опубликовал в Фейсбуке открывшийся мне вид и через пять минут получил сообщение от Зака, с которым когда-то учился в университете в Онтарио. Сегодня он живет в Сиэтле и работает на Амазон. Зак научил, где в городе продается настоящий кофе, и провел экскурсию по кампусу своей компании, заставив меня чуточку пожалеть о своем решении перебраться в Калгари.
Кроме друзей семьи, Леши Воропаева и Зака в районе Сиэтла живет знаменитый
kitya, которого я не встречал ни разу в жизни, но регулярно читал в ЖЖ. Готовясь к поездке, я написал ему имэил, предложив встретиться. Из экскурсии по кампусу Майкрософт встреча переросла в
однодневный поход в горы.
В горах нас сопровождала собака по прозвищу Форчун-Куки:
Эти неожиданные встречи придают путешествиям незабываемую атмосферу спонтанности. Моя рождественская поездка в Ванкувер и Сиэтл нежданно закончилась встречей нового года на крупном горнолыжном курорте Скалистых Гор. Не имея твердых планов, я с радостью откликнулся на приглашение разделить коттедж со Светой и группой ее друзей. На обратном пути до Калгари меня даже сопровождал гость из Новокузнецка, получивший в моем лице возможность проведать университетского друга в Альберте.
Продолжая тему спонтанности: я уже писал, как мы
не доехали до Долины Монументов в Юте, променяв ее на сумасшедшее бездорожье, и о
ночлеге в доме совершенно незнакомых людей в Ньюфаундленде. К слову, автостопщик Миколай, подобрав которого, я положил начало последней истории, до не давнего времени жил в Эдмонтоне. Потратив одиннадцать лет на получение ученой степени, он исчерпал все возможности финансирования своей деятельности, так что на днях он отправляется на родину в Польшу (существует прямая корреляция между наличием у человека ученой степени и вероятностью его передвижения автостопом). Спустя 8 месяцев после знакомства, мы снова встретились c Миколаем в Национальном Парке Джаспер, где благодаря ему я узнал, что такое скалолазание.
Все
путешествие в Ньюфаундленд больше, чем наполовину было импровизацией. Именно тогда я осознал возможности социальных сетей, о которых я раньше не подозревал (стоит отметить, что кроме Фейсбука свою роль сыграла и другая социальная сеть -
КаучСерфинг). Путешествовать в одиночку - роскошь и дискомфорт одновременно. Мои родные стали волноваться, и чтобы заодно потешить свое эго я начал постить в Фейсбук фотографии вместе со своим географическим положением. Так оно и началось. Комментарии и лайки быстро подстегнули делать это чаще и больше. Сперва я был озадачен, сколько фотографий делать в день, чтобы не утомить зрителей? Три-четыре поста - это много или мало? Но словно в ответ на незаданный вопрос, девушка, с которой мы пересекались на паре вечеринок, и чье внимание я даже не надеялся привлечь, написала, признавшись, что завидует мне со страшной силой и попросила продолжать в том же духе, ибо мои фотографии служат приятным развлечением среди рабочего дня. Мы поддерживали вялотекущий разговор, и вернувшись, я предложил ей встретиться. Так я нашел свою Музу.
Сегодня я почти не удивляюсь, обнаружив, что мой нынешний коллега в Калгари хорошо знаком с моим лучшим другом из Новосибирска, ныне проживающим где-то между Китаем и Тайландом: они оба какое-то время жили в Торонто.
Ну, и по мелочам:
Фейсбуку и Контакту я обязан уникальным опытом знакомства и
отношений на расстоянии больше 500 километров и еженедельными поездками в Оттаву. Каким бы печальным ни было его окончание, он существенно обогатил мою жизнь, я обзавелся настоящими друзьями в столице и нежно полюбил этот город.