Каунас. Всё, что нужно знать об этом литовском городе, подскажет Гугл:
Шутка, конечно же, но недалеко ушедшая от правды. Для иностранного гостя (в данном случае, меня) Каунас почти так же очарователен, как Вильнюс, и ещё более провинциален. На его узких улицах, в его просторных дворах охватывает знакомое по Вильнюсу ощущение безвременности, уютной отгороженности от мира, острой красоты несовершенства. Но у него в запасе немало и своих собственных жемчужин и неповторимых возможностей, которыми можно насладиться только здесь: например, послушать пение соловьёв у слияния Вилии и Немана, выпить джина в рок-баре прямо за стеной здания епархии, поглазеть на чудеса керамики в подвале ратуши. И, конечно же, подойти к краю реальности среди картин Чюрлёниса и экспонатов музея чертей.
Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса включает множество филиалов и экспозиций. Одна из самых интересных его частей, расположенная в аккуратном современном корпусе, посвящена Микалоюсу Константинасу Чюрлёнису, чьё имя носит весь музей. Этот композитор и художник - гордость литовцев, но большинству иностранцев он до сих пор незнаком. Хотя даже далёкие от искусства минчане слышали о нём благодаря недавно построенной улице в Малиновке, названной в честь Чюрлёниса.
Микалоюс родился в 1875 году в семье музыканта и уже в раннем детстве начал проявлять музыкальные способности. Он учился в школе Огинского, затем в Варшавском музыкальном институте и Лейпцигской консерватории. Его авторству принадлежит около 400 сохранившихся произведений, включая первую в истории Литвы симфонию. Чюрлёнис писал для фортепиано, хора, струнного квартета, органа. Записал и обработал больше полусотни литовских народных песен. Послушайте эти небольшие, замечательно красивые и лёгкие сочинения: симфоническую поэму
«В лесу» (та самая первая литовская симфония), симфоническую поэму
«Море»,
фугу для органа и
прелюдию. Посетители музея могут прослушать эти и другие известные произведения Чюрлёниса в записи в концертном зале с занавесом его работы.
К слову, живописью он занялся только после 25 лет, а впервые экспонировал свои художественные работы в 30. Начал участвовать в выставках, предпринимал попытки возродить и поднять на новый уровень литовскую народную культуру, стал одним из создателей объединения «Мир искусства» и одним из учредителей Литовского художественного общества. За пять лет создал более 300 полотен, побывал в психиатрической больнице на почве нервного истощения и депрессии, вызванной непониманием его работ общественностью, и в 35 лет умер от случайной простуды.
В энциклопедии читаю, что полотна Чюрлёниса в духе модерна и ар-нуво сочетают влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Да, он был синестетом, то есть мог воспринимать цвет и музыку в единстве, потому многие картины носят названия музыкальных форм. Читаю о том, что его творчество раздвинуло границы мировой культуры.
А что я вижу в жизни, в зале с тёмными стенами и приглушённым светом? Полотна небольших и средних размеров в технике темперы и пастели. Некоторые мрачны, некоторые умиротворённы, но все без исключения пропитаны неземной загадкой, томящимся чувством, стремлением к чему-то большему, вовне. Хотя что тут говорить... Лучше смотреть.
«Спокойствие» (Serenity)
Цикл «Похоронная симфония» (Funeral Symphony)
Цикл «Сотворение мира» (Creation of the World)
Триптих «Мой путь» (My road)
Цикл «Зима» (Winter)
«Лес» (Forest)
«Литовское кладбище» (Lithuanian Graveyard)
Цикл «Зодиак» (Zodiac)
Триптих «Сказка» (Fairy Tale)
«Замок» (Castle Fairy Tale) - внезапно напомнил «Космополис» нашего
Язепа Дроздовича Цикл «Соната моря» (Sonata of the Sea)
Это лишь несколько работ, которые просто не отпускали меня от себя. Возможно, вас не отпустят другие. Их можно посмотреть по
этой ссылке.
Вторая часть заметки с рассказом о музее чертей
здесь.