О каунасском музее Чюрлёниса я рассказала в
прошлой заметке. Сегодня о чертях.
Как утверждает музей чертей, эта экспозиция единственная в своём роде и насчитывает более 3000 экспонатов. Собирать фигурки чертей начал литовский общественный деятель, художник и коллекционер Антанас Жмуйздинавичюс. Его коллекция быстро разрослась, обогатившись масками, нечистью из керамики, дерева и стекла и подарками туристов со всего мира. Вскоре вся эта чертовщина перестала помещаться в доме Жмуйздинавичюса и переехала в соседнее здание, где живёт до сих пор.
Внутри музей больше всего напоминает советское госучреждение: большой тёмный холл, холодный бетонный пол, лестница с зазорами между ступенями, через которые можно взглянуть вниз. Экспозиция занимает целых три этажа. Многие чертята, особенно образы народных сказок, выглядят забавно, иронично, даже мило. Но некоторые фигуры вызывают внутреннее напряжение и дискомфорт и немного пугают, например, один из известнейших экспонатов - Гитлер и Сталин в танце смерти на костях.
Атмосфера музея дополняется жутковатыми полотнами, которые развешаны в лестничных пролётах. Их автор - британец Стивен Винсент Митчелл, художник татуировок. Он пишет картины с помощью аэрографа, создавая туманные слои, отражающие слои нашего сознания. Таким образом художник описывает опыт «бардо» - буддистское понятие, определяющее различные промежуточные или переходные состояния, в первую очередь, между умиранием и перерождением. До того как осесть в Литве, Митчелл несколько лет прожил с индейцами племен навахо, хопи и гурон и получил благословление Далай-ламы на свою работу. Так что похоже, он знает, что делает.
В буквальном смысле леденит душу это
одноминутное промо-видео одной из выставок художника. Ещё больше кошмарно-прекрасных работ можно посмотреть на страничках Митчелла в
Facebook и
Tumblr. Как же они с Литвой подходят друг другу!