Музеи и выставки. Тот самый неожиданный Серов

Feb 28, 2016 02:34

Уже несколько лет на выставки и в музеи я хожу с блокнотом. В телефоне накопилась уйма заметок с фамилиями художников, названиями картин. Единственное, что их объединяет, - какое-то неуловимое качество, вынуждающее меня делать записи, чтобы не забыть об остром, но недолговечном впечатлении. Сегодня я начну делиться этими впечатлениями, немногословно связывая их вместе, но не приводя в особую систему. Начну с одной из недавних выставок, которая оказалась непредсказуемо громкой.

Валентин Серов. Москва, Третьяковская галерея на Крымском Валу, 2016 год. Уголки губ сами собой ползут вверх. Да-да, невменяемый ажиотаж, километровые очереди на морозе, сломанные двери, сотни серьёзных и ироничных упоминаний в новостных лентах. В своё оправдание скажу, что к моменту моего посещения это мероприятие ещё не достигло апогея скандальности.

Несколько слов о самой выставке. Выставочные площади Третьяковской галереи на Крымском Валу расположены в Центральном доме художника. Большое прямоугольное здание 70-х годов, просторный холл с полом из гранитной крошки, нет мест в гардеробе, битком набитые залы, но не это главное.

Главное - сам Серов. Родился 150 лет назад, прожил всего 46 лет, но ещё при жизни успел получить признание, особенно прославившись портретами. Обывателю известен своей "Девочкой с персиками". Но "Девочка", хоть и мила, не произвела на меня такого впечатления, как эти портреты Николая II и Надежды фон Дервиз с ребёнком. Они восхитили умеренной, не фотографической реалистичностью лиц и естественнейшим изображением остальных деталей в нереалистичной манере: вот эти чёрные линии, очерчивающие рукава, белые пятна, составляющие блузку...





Еще десяток полотен - и меня осенило: да это же, прости господи, импрессионизм! Почему-то работа русских художников в этом направлении мало на слуху, в отличие от французов, и совершенно напрасно. Портрет "У окна" и "Лошади на взморье" просто изумительны.





А вот совершенно другая манера и другая эпоха, которую неожиданно в своём творчестве зацепил Серов, раньше представлявшийся классиком русской живописи. "Похищение Европы" и портрет Иды Рубинштейн. Не хочется навешивать ярлыки, тем более, что в искусстве я дилетант, но "модерн", "ар-нуво", "декаданс" - вот к чему эти произведения близки.





И под конец очень искусно выполненный "Натурщик". Картина не из самых известных, крупных, амбизиозных, но оторваться от неё совершенно невозможно. Ни тогда, на выставке, ни сегодня, перед компьютером.

На этом всё. Надеюсь, этот небольшой отчёт о впечатлениях кому-нибудь будет интересен и позволит увидеть нечто новое и притягательное за знакомым с детства именем великого художника.


музеи, искусство

Previous post Next post
Up