Улица Спасская. Скульптура поставлена в память мастериц дымковской игрушки, "своим трудом и талантом в веках прославивших землю вятскую". Излюбленные персонажи дымковской игрушки - дамы в кринолинах и гусары.
Три имени, три города, один вкладывается в другой, как традиционный для этих мест промысел - вятская матрешка. И самый малый и неизвестный из них - это Хлынов, упоминающийся впервые в 1374г и еще через столетие присоединенный к Московскому государству.
Макет г. Хлынова и его укреплений.
Система укреплений складывалась около трех веков. За это время она прошла путь от срубных жилищ,
которые были глухим фасадом обращены ко рву и рассчитаны на защиту от вооруженного разве
что стрелами противника, до мощных дерево-земляных стен, способных защитить не только
от мушкетного огня, но и от каменных и чугунных ядер полевых пушек.
А уже будучи Вяткой, город к концу ХVIIIв. становится центром огромной губернии. И местом политической ссылки Герцена и Салтыкова-Щедрина. Эти имена кировчане чтят. У Герцена есть именная скамья, а у Салтыкова-Щедрина - целый дом-музей.
Скамья Герцена. Того, которого разбудили декабристы. В ссылке у него случился даже краткосрочный роман
с Прасковьей Медведевой, женой одного из вятских чиновников.
Город Киров считает Федора Шаляпина вятчанином по рождению, хотя все биографии певца указывают, что родился он в Казани. Но его родители - крестьяне Вятской губернии, причем потомственные. А сын - знаменитейший прославленный бас, барин. И как упорно отторгала, не принимала Вятка еще одного своего знаменитого горожанина, известного всем романтикам мира под псевдонимом Александр Грин, с таким же упорством мы искали дом-музей этого писателя, который почему-то не балуют своим посещением ни жители города, ни приезжие туристы. А место между тем преинтереснейшее.
Монастырь во имя Успения Богородицы был основан в 1580г Трифоном Вятским.
Здания монастыря - сам собор, надвратный храм, колокольня, две церкви, настоятельские палаты,
братский корпус - все это было возведено за чуть более полувека.
Прогулялись и по пешеходной Спасской улице, где сосредоточились музеи и сувенирные лавки и которая была, к нашей радости, расчищена от снега, - далеко не во всем городе так. Сугробы здесь образовались выше человеческого роста, по улице Герцена шли как по тоннелю.
Дом Булычева по ул.Ленина,96. Булычевы - орловские, вятские, петербургские купцы, выходцы из крестьян. Тихон Булычев, потомственный почетный гражданин, миллионер, пароходовладелец, общественный деятель, благотворитель, строил этот роскошный особняк в мавританском стиле для дочери. Но никто из семьи так и не жил в нем. После революции сюда въехал ВЧК, и здание по сей день принадлежит сотрудникам спецслужб. Восстановленные орлы на фасаде - это от них. Булычев, владелец Вятско-Камского пароходства, сумел продлить пароходную линию за Казань до Нижнего Новгорода, его флот насчитывал 19 судов. В 1917 ему исполнилось 60, он был одним из самых известных людей Вятки, что с ним сталось после - неизвестно.
Недоумение, и огромное, сконцентрировалось в один вопрос: почему бы городу не вернуть его историческое имя? Здесь буквально на каждом шагу вспоминается именно Вятка: и дымковская игрушка, и вятская матрешка, и шкатулки из капо-корня, да и кукарские кружева. Вятка - это гораздо шире, чем Киров. Тем более что сам Сергей Миронович родился не в самой Вятке, а в Уржуме - городке Вятской губернии.
Вятская матрешка ведет свою родословную с начала прошлого века. Фото сделано в музее "Вятские народные художественные промыслы". В настоящее время только в Вятке производят инкрустированные соломкой матрешки.
А салфетка - как раз образчик кукарского кружева