Куда поведет "Шейх дипломатии" древнюю Арьяну?

Nov 25, 2013 20:54


Ф.Ф. АБОСЗОДА,ФЛНКА
tolishpress
20 ноября 2013 года в Женеве в отеле “Интерконтиненталь” начался очередной раунд переговоров группы «шестерки» - пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН - России, Великобритании, Китая, США, Франции, а также Германии  с Ираном. 22 ноября в Женеву приехал глава МИД РФ Сергей Лавров.
          23 ноября к нему присоединился госсекретарь США Джон Керри. Руководители дипведомств Великобритании, Германии, Франции и КНР также приняли решение участвовать в переговорном процессе. Таким образом, раунд, изначально проходивший на уровне политдиректоров, вышел на министерский уровень. Через день - 24 ноября далеко за полночь переговоры, которые длились целых 10 лет и пять суток, закончились подписанием долгожданного соглашения с Ираном. В торжественном мероприятии, состоявшемся во Дворце Наций - штаб-квартире Европейского отделения ООН в Женеве, приняли участие министры иностранных дел Ирана, пяти постоянных членов СБ ООН и Германии, а также Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.          “Достигнута договоренность, суть которой базируется на концепции, выдвинутой в свое время президентом РФ и закрепленной в нашей внешнеполитической концепции, - сказал глава МИД РФ С. Лавров. - Договоренность означает, что мы согласны с необходимостью признать право Ирана на мирный атом, включая право на обогащение при понимании, что все вопросы, которые к иранской ядерной программе сохраняются, будут закрыты и вся программа будет поставлена под строжайший контроль МАГАТЭ. Это конечная цель, но она уже зафиксирована в сегодняшнем документе”.
          На основе сообщений из различных российских и иностранных СМИ (полный текст соглашения пока не опубликован), вначале вкратце перечислим основные содержательные моменты этого соглашения:
1. “Шестерка” согласилась признать право Ирана на обогащение.
2. Первый этап реализации соглашения рассчитан на полгода. На этот период Иран заморозит всю свою ядерную программу.
3. МАГАТЭ существенно расширяет возможности контролировать ядерную программу Ирана.
4. “Соглашение, достигнутое на переговорах в Женеве, накладывает на Иран серьезные обязательства”, говорится в справке Белого дома, распространенной в субботу в связи с завершением дискуссий в Швейцарии:
            а) Иран пообещал ограничить обогащение урана уровнем 5% и демонтировать оборудование, которое позволяет вести обогащение выше этого уровня, не устанавливать “новые центрифуги любого типа” для обогащения урана, “не устанавливать и не использовать центрифуги следующего поколения”, а также “не вводить в строй примерно половину центрифуг на объекте в Натанзе и три четверти центрифуг в Фарда”.Он также будет должен “нейтрализовать свои запасы урана с уровнем обогащения около 20%”. Кроме итого, Иран обязался ограничить производство центрифуг в течение 6 месяцев таким количеством, которое необходимо лишь для того, чтобы заменить вышедшие из строя.
         При этом новые мощности по обогащению урана создаваться не будут. Вдобавок, Иран не будет наращивать свои запасы низкообогащенного урана /с уровнем обогащения до 3,5%/.
            б) Иранские власти будут обязаны на ежедневной основе обеспечить доступ экспертам МАГАТЭ в Натанз и Фарда для проверки записей установленных там видеокамер. Инспекторы смогут также посещать объекты, где идет производство компонентов и сборка центрифуг, и предприятия по добыче и переработке урановой руды. Им будет предоставлена ранее не известная информация о конструкции реактора в Араке, а инспекции на этот объект станут более частыми.
            в) Для обеспечения реализации этих договоренностей стороны условились создать Совместную комиссию, которая будет работать с МАГАТЭ. Она поможет также ответить на вопросы, связанные с объектом в Парчине.
          Что получит Иран:
          Постоянные члены СБ ООН и Германия пообещали Исламской Республике временно приостановить действие некоторых санкций. При этом их основная часть, в том числе в нефтяной, финансовой и банковской сферах, останется в силе. Новые санкции в течение ближайших шести месяцев, пока действует первая фаза соглашения, вводиться не будут.
         В результате ослабления санкций во время первой фазы выполнения соглашения Иран сможет получить в целом примерно 7 млрд. долларов. Остальная часть иранских активов на сумму около 100 млрд. долларов, замороженных за рубежом, по-прежнему будет для него недоступна, говорится в вышеназванной справке Белого дома.
          Новость о подписании соглашения вызвала бурную реакцию во всем мире. Многие окрестили ее как “историческое”, которое “сыграет важную роль в избавлении региона от страшной войны и хаоса”.
          Верховный лидер Ирана Али Хаменеи приветствовал это соглашение. “Это (соглашение) может стать основой для дальнейших осмысленных действий. Без сомнения, милость Аллаха и молитвы иранского народа стали фактором успеха”, - говорится в его письме президенту Хасану Роухани.
          Президент Хасан Роухани сказал, что данное соглашение приведет к разрушению системы санкций, сообщает IRNA. По его словам, иранская сторона еще раз показала свое достоинство и великолепие в ходе переговоров и заставила западные правительства понять, что они получат положительный результат всякий раз, когда будут проявлять уважение по отношению к иранской стороне и что угроза или запугивание не будут работать.

“Сегодняшняя договоренность помогла разрешить проблему, которая ложилась тенью на нашу страну и на весь регион”, - подчеркнул глава МИД ИРИ Джавад Зариф. Он выразил глубокую благодарность главам внешнеполитических ведомств “шестерки” за плодотворную работу, а журналистам - за освещение длительного раунда переговоров.
         Решение Ирана и “шестерки” основано на взаимоуважении, заявил Джавад Зариф. “Это была работа, которая потребовала много времени, - сказал он. -Достигнуто соглашение, основанное на взаимоуважении”.
         Как и следовало ожидать, Израиль резко осудил соглашение, сообщает Рейтер. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал ее “большой исторической ошибкой”. “Мир стал очень страшным местом, ведь самый опасный режим на планете предпринимает существенные шаги для того, чтобы получить самое опасное оружие”, - заявил он.
         Итак, подведена черта под десятилетним периодом, в течении которого весь мир, в первую очередь, регион Большого Ближнего Востока, находился в ожидании большой разрушительной войны. Но для нас важно не это. Нас интересует то, начало каких кардинальных изменений в Иране и регионе в целом положит это соглашение? Точнее, куда Роухани - этот “Шейх дипломатии” поведет древнюю Арьяну (Иран)?
         С самого начала “Иранского водовората”, в крайнем мере, некоторые наблюдатели предполагали, что в планы Запада входила не смена существующей власти в Иране, как об этом продолжают утверждать некоторые эксперты, а желание заставить Иран работать под их диктовку. По большому счету, Западу без разницы кто управляет Ираном. Главное, чтобы это был дружественный с Западом режим.
         Далее, что касается возможной войны Западных союзников вместе с Израилем против Ирана, ранее мы неоднократно предполагали, что по большому счету это напоминает хорошо срежиссированную постановку, целью которой является заставить правящую иранскую элиту отказаться не только от своих амбиций завладеть ядерным оружием, но и стать более разговорчивой с Западом. Исходя из этого, мы еще несколько лет назад написали о том, что войну Запада против Ирана врядь ли стоит ожидать. Мы еще писали о том, что между представителями администрации президента США и высшего руководства Израиля, - с одной стороны, и высокопоставленными иранскими чиновниками ведутся тайные переговоры. Накануне это нашло свое официальное подтверждение. “Достичь соглашения с Тегераном в Женеве международной “шестерке” помогли двусторонние переговоры США с Исламской Республикой, проходившие в обстановке полной секретности в течение нынешнего года по указанию президента Барака Обамы”, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на информационное агентство Ассошиэйтед пресс. Со стороны США эти консультации вели первый заместитель госсекретаря Уильям Бернс и помощник вице-президента по национальной безопасности Джейк Салливэн. Они встречались с иранскими представителями в Объединенных Арабских Эмиратах и некоторых других ближневосточных государствах. Последние четыре встречи между ними состоялись после избрания на пост президента Исламской Республики Хасана Роухани и стали решающими для достижения сегодняшнего соглашения в Женеве.

В свете уже подписанного соглашения между сторонами возникает ряд вопросов:
         Первый вопрос: В силу каких именно причин Западные союзники согласились подписать данное соглашение с командой Роухани? Ведь внимательное ознакомление с основными пунктами соглашения показывает, что они мало чем отличаются от тех условий, которых ставило во главу угла во время переговоров прежнее руководство Ирана во главе с Ахмадинежадом.
          Судя по тому, с каким восторгом встретили победу Роухани на прошедщих в Иране выборах президента руководители ведущих Западных государств, и как они старались укрепить его имидж внутри страны и на международной арене, получается, что им нужен был “свой” человек во главе Ирана, чтобы довести до конца свои планы по дальнейшему переформотированию региона, где Ирану изначально (благодаря своей географии) принадлежит одно из ключевых мест, а его руководству - одна из решающих ролей. В этом смысле прошедшие годы доказали, что Ахмадинежад во главе команды “консерваторов-прагматиков” в силу известных (и не очень известных) обстоятельств, скорее всего, не очень подошел к этой роли.
          В этом плане привлекает внимание сообщение бакинского сайта haqqin.az со ссылкой на иранское агентство İSNA о том, что “впервые в Иране экс-президент встанет перед судом”. В сообщении говорится о том, что 26 ноября начнется закрытый судебный процесс над Махмудом Ахмадинежадом. Участие экс-президента на заседании суда обязательно и он должен защитить себя от выдвинутых против него обвинений. Однако, пока неизвестно, какие обвинения выдвинуты против Ахмадинежада. Судебный процесс назначен на основании 9 исковых заявлений.
          Возникает еще один вопрос: К чему нужна была такая спешка? Не являлись ли пожертвование Ахмадинежадом - “врагом №1” для США и Израиля, одним из решающих условий Западного блока перед Роухани для подписания данного соглашения?
        Второй вопрос: Все эти “обхаживания” Западными представителями Роухани и членов его команды уж больно напоминают историю переговоров М. Горбачева с Р. Рейганом. А  то, как вел себя глава МИД ИРИ Дж. Зариф во время перегоров с “шестеркой” в роли “хозяина положения”, напоминает нам поведение М. Шеварднадзе на посту Министра иностранных дел СССР в ходе его встреч с Западными коллегами по сокращению ядерного арсенала Страны советов. Из этого следует логичный вопрос: Не приведут ли такие “игры” вокруг Роухани и его команды к аналогичной судьбе для Ирана, как это мы увидели уже на примере СССР?  
         Третий вопрос: Какова будет реакция консервативного духовенства и КСИР Ирана, которые имеют очень сильные позиции внутри страны, на все это?
         Четвертый вопрос: Какие последствия можно ожидать для региона от сближения Запада с командой Роухани? В первую очередь это касается Азербайджанской Республики, руководство которой до сих пор очень комфортно чувствовало себя в условиях полного изолирования Ирана с его огромными энергоносителями, и делало все для того, чтобы состоялись удары по Ирану (в надежде на то, что это могло привести к созданию “Великого Азербайджана”)?
          Относительно Азербайджанской Республики сегодня, на наш взгляд, ясно одно: разблакирование Ирана автоматически приведет к маргинализации Азербайджана как одного из “гарантов” (как официальный Баку позиционировал себя все эти годы) энергетической безопасности Европы. Тут приходится согласиться с известным бакинским политологом Зардуштом Ализаде, который в своем недавнем интервью haqqin.az заявил буквально следующее: “Как мы знаем, Баку любит играть на противоречиях между Ираном и США, а также заигрывать с Израилем. Поэтому от потепления отношений между Тегераном и Вашингтоном потеряют наши власти, и значение Азербайджана для геополитических центров уменьшится”, - сказал он.
          Разумеется, еще рано подробно говорить о всех последствиях рассматриваемого нами соглашения, и тем более, дать четкий ответ на все вышеназванные вопросы. С точки зрения сегодняшнего социально-экономического положения населения Ирана, мы, конечно, приветствуем подписания данного соглашения, которое в определенном смысле может привести к облегчению ситуации внутри страны. Но, чтобы понять к каким последствиям для самого Ирана, и региона в целом в долгосрочной перспективе может привести оно, станет ли оно началом “собирания камней” со стороны Роухани, в отличие от Ахмадинежада, кто якобы занимался их “разбрасыванием”, как об этом пишет тот же З. Ализаде, нам осталось подождать некоторое время.

Источник: ФЛНКА

Рохани, ФЛНКА, ИРАН, Ф.Ф. АБОСЗОДА, Толышпресс

Previous post Next post
Up