Мы потихоньку подбираемся к завершению брюссельской части историй о сентябрьском заезде и сегодняшний рассказ посвятим визиту в два городских музея. Первым из них, как нетрудно догадаться, будет Королевский музей изящных искусств. Точнее, его экспозиция старинного искусства, основу которой составляет фламандская живопись. Затем мы отправимся в музей военный, которому, надо признать уделим гораздо больше внимания в плане картинок.
Ну так вот. Комплекс зданий Музея изящных искусств расположен возле Королевской площади, но я вам его в прошлый раз не показал. Здесь музей обосновался в 1887 году
Фасадная группа в полосатых купальниках
Главный вход
Если заглянуть во двор, то можно найти и здание Государственного архива
А также фасад бывшего дворца генерал-губернатора Австрийских Нидерландов, в котором теперь также имеет место быть музейная экспозиция
Я не могу назвать себя особым ценителем фламандских художников, но, согласитесь, было бы странно не сходить в этот музей во время пребывания в Брюсселе (да и в других городах я тоже заглянул в художественные музеи, получив немало впечатлений, но про них расскажу потом).
Экспозиция старинного искусства в музее немаленькая и бродить по залам можно довольно долго, встречая знакомые имена художников и освежая в памяти чуть менее знакомые. Снимать картины я не очень люблю, но несколько кадров все же привез, поскольку фотографировать в залах разрешено, а иные картины хочется запечатлеть на память. Ну и еще к моему удивлению в музее в тот час было довольно мало посетителей.
Красный зал в начале экспозиции в основном посвящен Рубенсу. Точнее его большим полотнам на христианскую и мифологическую тематику. Слева направо: "Поклонение волхвов", "Мученичество святого Ливина" и "Заступничество Девы Марии и святого Франциска" (вот это название на русском не нашел, полностью выглядит так: L'intercession de la Vierge et de saint François arrêtant les foudres divines)
А вот отличный план Брюсселя за авторством Яна Боннекроя
Название и автора этой чудесной зарисовки королевского пира я запамятовал и быстро не нашел. К счастью, это знают сведущие люди и подсказывают в комментариях. Картина кисти Якоба Йорданса
Вид с галереи второго этажа
Есть там и зал Брейгелей. "Битва масленицы и поста" Питера Брейгеля Младшего. Тут, кстати, интересный момент, как я понимаю, потому что это копия картины его отца, которая находится в музее Вены. По крайней мере, такой вывод я делаю при помощи гугла и сайта музея
Одна из самых прекрасных Мадонн с младенцем среди тех, что я помню. Написал ее Квентин Массейс, имя которого я впервые прочел на музейной табличке
Ну и последняя картина в подборке изображает сельский праздник. Оставим ее тоже безымянной для интриги
Посетить экспозицию современного искусства я не очень успевал ввиду обширных планов на оставшийся день и зашел только в музей Рене Магритта. Для съемки там было темновато, так что фотографий не покажу, но отмечу, что любителям сюрреализма стоит посетить эту часть Королевского музея во время визита в Брюссель.
Здание музея Магритта справа, попасть в него можно под землей из главного здания
Из центра я проехал несколько станций на метро и добрался до Парка пятидесятилетия. Открылся он в 1880 году, ну и назвали его честь 50-й годовщины обретения Бельгией независимости. Огромная триумфальная арка, впрочем, была открыта лишь в 1905 году, а в 1897 году здесь проходила Всемирная выставка
Обратите внимание, какая хорошая погода
Высота арки 50 метров (видимо, тут есть связь с 1880 годом)
Квадрига
Кто-то подбил глаз тете со львом
По обе стороны от арки возведены два павильона, в которых находятся музеи: исторический, автомобильный (оба в другом павильоне) и военный. Вот в последний я и стремился, запланировав его посещение еще в Москве
Дело в том, что за фасадом музея скрывается немаленьких размеров ангар с самолетами и богатство этой экспозиции весьма впечатляет
Бродил я там часа полтора (а можно было и больше), и если вы хоть немного любите авиатему, то настоятельно рекомендую это место к посещению. Очень сильно нагружать вас картинками оттуда не буду, но кое-что покажу из наиболее удачного.
Dassault Mirage 5 на вооружении бельгийских ВВС не стоит уже много лет, но кое-где еще стоит в строю, например, в Египте и ОАЭ
Британский истребитель-бомбардировщик Hawker Hunter
Толстячок на первом плане еще один британский истребитель: De Havilland DH.115 Vampire
Американский бомбардировщик Douglas A-26 Invader
Транспортник Douglas DC-3 Dakota в СССР был известен как Ли-2. Это один из самых массовых в истории самолетов
В музея возле него целая инсталляция
Двухвостый американский транспортник Fairchild C-119 Flying Boxcar
Лучше всего смотреть на основную часть экспозиции с галереи второго этажа
На ней тоже много всего интересного есть. Вот гоночный британский самолетик Percival Gull, производившийся в период с 1932 по 1938 год и выпущенный в количестве 48 экземпляров
Еще один общий план
Почти игрушечный французский вертолет Sud Aviation Alouette II
Опять спортивный самолет. Бельгийский Tipsy Trainer конца 30-х годов
В коллекции музея есть и крупные вертолеты. Например, Sikorsky H-34
Под потолком ангара закреплен пассажирский Sud Aviation Caravelle. Он совершил первый полет в 1955 году, став одним из первых реактивных пассажирских лайнеров в мире и первым в мире пассажирским самолетои с хвостовым расположением двигателей
А вот и прадедушка всех экспонатов. Voisin de Caters 1908 года. Первый самолет с бельгийским двигателем
Мне в тот день повезло так же, как и в художественном музее - других посетителей в музее было очень мало
Вид с тыла на американский истребитель Republic F-84 Thunderjet
Нашлось в музее место и одному отечественному самолету, и табличка рядом с ним ссылается на интересную историю, которой я не знал, к стыду своему. 4 июля 1989 года истребитель МиГ-23М ВВС СССР вылетел с аэродрома Колобжег в Польше, но у него возникли перебои в работе двигателя. Пилот решил, что двигатель отказал и катапультировался. Однако после этого мотор набрал обороты, и неуправляемый самолет пролетел 901 километр над территорией ГДР, ФРГ, Нидерландов и Бельгии и упал на жилой дом возле франко-бельгийской границы, убив одного человека. СССР в итоге выплатил семье погибшего 685 тысяч долларов.
Это, конечно, не тот самый МИГ-23, но тем не менее
У меня еще изрядно картинок оттуда имеется в загашнике, но вы, думаю, притомились, так что давайте быстренько пробежимся по некоторым другим залам музея. Отдельная комнатка в ангаре посвящена освоению Антарктиды
Пушки
Оружие калибром поменьше
И внезапно вот еще что там есть. Эта выставка открылась в 1936 году, и ее основу составляют предметы, вывезенные из России после революции белыми офицерами
Петр Алексеевич
В основном там представлена форма
В том числе казачья
Но есть и всякие декоративные предметы
А это серебряная братина на 40 бутылок шампанского, подаренная казачьему лейб-гвардии полку к 100-летию Битвы под Лейпцигом
Стенд, посвященный сотрудничеству Бельгии и России в годы Первой мировой
Часть большого зала с пушками отведена еще одной экспозиции с формой. В кадре лишь малая часть, а так там есть образцы формы из пары десятков стран
Большая галерея с оружием, формой, портретами и кучей всего. Там интересно, но темновато, поэтому ограничимся одной приличной картинкой
Какой военный музей может обойтись без доспехов?
Второй этаж музея, посвященный Второй мировой был в тот день закрыт. С одной стороны, я пожалел об этом, но в глубине души и порадовался, потому как несколько притомился пока изучал все открытые залы.
Ну а плану погулять потом по Парку пятидесятилетия сбыться было не суждено, потому как отличная солнечная погода сменилась дождиком. Так, что я отправился к метро, а затем поехал на окраину города, где успел посетить еще одну брюссельскую достопримечательность. Но об этом в следующий раз.
На сегодня все. А последний брюссельский пост мы посвятим изучению городского транспорта и визиту в Атомиум.