Оригинал взят у
renardetraisin в
ЖюбэИстория католической церкви хранит множество запутанных и непонятных для стороннего взгляда сюжетов и эпизодов. В том виде, в котором мы наблюдаем католицизм сегодня, он пребывает немногим более полувека (после II Ватиканского собора).
Визуально между Православием и Католичеством сейчас мало общего. Хотя Вселенский патриархат стремиться к единству, и нас призывают искать единство в ущерб православным традициям - в том числе настойчиво предлагают отказаться от закрытых алтарей и высоких иконостасов, по примеру "просвещенных" западных братьев-христиан.
Но если внимательно рассмотреть эволюцию католического церковного искусства, то можно найти очень много общего с Православием, несмотря на резкое взаимное неприятие в прежние времена.
Один из таких исторических артефактов - жюбэ (это слово не используется нашими искусствоведами, не известно оно и русскоязычной Wiki).
Статья Jube во французской Wiki отсылает к
русской статье "Лекторий", но Жюбе - совсем не только лекторий, Жюбэ многофункционален и многолик.
Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло IX-XI в.
Исторически сложилось так, что вокруг храмового престола для совершения таинства необходимо иметь некоторое сакральное пространство, в которое не допускаются лица, не облеченные саном. Мера открытости этого пространства, его размеры, его расположение в интерьере храма - целиком зависело от местных условий и личных взглядов заказчика постройки (настоятеля, аббата или епископа).
Сегодня принято считать, что в раннехристианских базиликах никаких иконостасов не было. Но алтарные преграды (ограды сакрального пространства) - были. Эта ограда и была прообразом Жюбэ.
Жюбэ - это не алтарь. Это отдельное выгороженное в восточной части храма центральное пространство. Там помещался хор и амвон, с которого читали Евангелие. Пример раннего Жюбэ - в римской базилике Св.Климента.
С течением времени западная ограда Жюбэ перекрыла весь центральный неф, не оставив проходов к алтарю.
Эта преграда, как и в православном храме, постепенно росла вверх, набирая декоративное и изобразительное благоукрашение. Амвон или кафедра проповедника служили единственным связующим звеном между теми, кто был внутри Жюбэ и мирянами снаружи.
Он мог находиться вне преграды, встраиваться в нее, или располагаться наверху, на площадке для хора.
Жюбэ 1150 г., именуемое на итальянских сайтах "иконостас и амвон" в романской церкви Santa Maria in valle Porclaneta (Rosciolo):
В некоторых случаях преграда Жюбэ росла вверх вместе с уровнем пола, поднимаясь над уровнем простых лаиков, как сцена и подиум, как например в
базилике Гальяно:
Этот возвышенный вариант Жюбэ в Италии часто принимал форму отдельного храма - антресоли, совершенно отделенного от нижнего яруса.
Пример - Сан Миньято аль Монте во Флоренции:
Амвон включался в преграду-Жюбэ как отдельнная кафедра - как, например, в соборе Модены.
Католические исследователи не сомневаются в связи Жюбэ и православного иконостаса, поскольку для лаиков все же надо было как-то оформить фасад этого ограждения. Чаще всего изображения были объемной скульптурой или раскрашенным рельефом.
Жюбе в цкркви аббатства Vezzolano XII в.
Пример иконостаса-жюбэ - алтарная преграда собора Сан-Марко в Венеции:
До разделения церквей функции алтарной преграды, амвона и иконостаса были разделены.
После разделения церквей на Западе эти функции постепенно объединились.
Официально считается, что Жюбе сформировалось во Франции в XII в.
Его западный фасад увенчало большое распятие.
Рисунок Жюбе собора Нотр-Дам в Париже.
Жюбе часто занимало всю середину центрального нефа, как например в соборе Альби:
Внутри Жюбе устроены стасидии для клира:
Продолжение
следует...