Оригинал взят у
uchitelj в
ДАЛМАТИНСКИЕ ЗАМЕТКИ. Часть 3: Портал Радована собора святого Ловро в Трогире Цитата записи
sergeyurich ДАЛМАТИНСКИЕ ЗАМЕТКИ. Часть 3: Портал Радована собора святого Ловро в Трогире Важнейшее место среди памятников архитектуры Трогира занимает кафедральный собор святого Ловро, причем не только как сакральный объект, но и как здание, воплотившее в себе архитектурные стили, начиная от романского, заканчивая барокко.
Строительство этого собора началось в 1200 году, а завершилось в начале XVII века, когда был достроен последний этаж 47-метровой колокольни, хорошо видной почти из каждого места Трогира.
Впрочем, не буду лукавить, звонница собора святого Ловро меня впечатлила не столь уж и сильно (в конце концов, колокольня святого Дуйма в Сплите, выглядит, с моей точки зрения, намного интереснее). Зато огромное впечатление на меня произвел западный портал собора, созданный в 1240 году замечательным хорватским мастером Радованом (а во второй половине XIII века расширенный его учениками). Именно этому порталу я и посвящаю данную часть своих заметок, которая, думается, будет интересна всем любителям средневекового искусства.
С двух сторон от внешних арок портала - скульптуры львов в качестве стражей, а над ними изображения прародителей Адама и Евы:
Несколько крупнее - Ева. Справа от неё, очевидно, апостол Петр с ключами; а вот того, кто изображен ниже, на уровне чресел Евы, мне опознать не удалось. Я никак не могу понять, что это такое свисает с левой руки барельефного персонажа? Неужели львиная шкура?
Адам будто бы хочет сказать: "Какого лешего я вообще связался с этой Евой?! Она у меня вот уже где!!!". Его мнение, похоже, разделяют и те персонажи, что расположены справа от него, особенно тот, что внизу:
Кроме многочисленных религиозных сюжетов (вверху - Рождение Христа; внизу - Омовение, которое показалось мне актом каннибализма - женский персонаж в левой части барельефа как бы хочет сказать: "Что же вы делаете?! Зачем же ребенка живьем варить в этом котле?!"),
декор портала, чем он и особенно интересен, представляет изображения сезонных сельскохозяйственных работ, а также сцен из повседневной жизни людей Средневековья.
Вырубка лишних деревьев?
Выделывание шкур? Или, может быть, изготовление пергамена?
Это понятно: колбасник делает колбасы. Готовые уже висят сверху.
Вот только что мастеру-колбаснику такой широкой струей наливает в большую чашу его подмастерье? Неужели вино? Боюсь, что теперь мой блог заблокируют за пропоганду алкогольной продукции...
А во и сырьё для колбас! Убой свиней.
На этом барельефе мне особенно нравится овца, с явным одобрением относящаяся к тому, что колбаса будет именно свинной:
Не менее интересны и скульптурные изображения как фантастических существ, так и реальных животных, каковыми их представляли себе люди того времени.
Вот, например, явно фантастическая птица и, судя по всему, адское порождение: все уже сожрала, теперь голову человека доедает:
Если на верхнем барельефе изображен какой-то всадник (передние ноги лошади просто не пощадило время), то на нижнем - кентавр:
Русалка в готическом стиле (обратите внимание на её грудь). Вот если бы русалку изображали скульпторы ренессансных времен, то ее бюст, несомненно, выглядел бы намного более внушительным (эх, теперь меня забанят еще и за распространение порнографии...):
Этих животных я не опознал, хотя вробе бы ничего фантастического в них нет:
Довольно реалистически изображенные верблюд, слон и медведь:
Просто не могу не показать вам скульптуру, находящуюся внутри круглого окна слева от портала, которая также считается работой Радована.
Грешница, раздираемая адскими змеями:
Только ради одного лишь портала Радована стоило посетить древний городок Трогир!
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Продолжение следует...