Адриан ван дер Верф (1659-1722) не был гением, но при жизни он пользовался популярностью, благосклонностью сильных мира сего и его картины ценились весьма высоко. Более он известен как портретист, но писал также бытовые сцены, библейские и мифологические сюжеты.
Развитие живописи в 17-первой половине 18 века можно представить как движение от материальности и телесности (достигающей апогея в творчестве Караваджо и его ближайших последователей, ИМХО, даже Рубенс не так телесен) к бесплотности и эфемерности, а в классицизме - ещё и к суховатости и схематизму. Есть соблазн видеть в ван дер Верфе первого неоклассициста, предшественника Менгса, или, скорее, Вьена, но всё же он классицист и, как у всякого классициста, его классицизм не чист: поначалу барочен, а в новом, 18 столетии - даже маньеристичен. (Про то, как уходя от барокко, живопись приходит к новому "маньеризму" в некоторых своих проявлениях, я уже писал когда-то
1,
2)
1.
Автопортрет с портретом жены и дочери. 1699
Библейские сюжеты
2.
Адам и Ева
3.
Бог призывает Адама и Еву к ответу. 1717
4.
Лот и его дочери. 1711
5.
Изгнание Агари и Измаила. 1699
7.
Сарра приводит Агарь к Аврааму. 1696
8.
Сарра приводит Агарь к Аврааму. 1699
9.
Иосиф и жена Потифара. 1720
10.
Нахождение Моисея. 1721
11.
Самсон и Далила
12.
Купание Вирсавии. 1713
13.
Сусанна и старцы
14.
Бегство в Египет. 1710
15.
Христос и добрая самаритянка у колодца. 1702
16.
Оплакивание Христа. 1697
17.
Оплакивание Христа. 1685
18.
Noli me tangere. 1719
19.
Кающаяся Мария Магдалина. 1712
Мифологические сюжеты
20.
Венера и Амур. 1715
21.
Диана узнаёт о беременности Каллисто. 1704
22.
Танцующая нимфа. 1718
23.
Танцующие нимфы. 1716
24.
Суд Париса. 1716
Фигуры богинь заставляют вспомнить
работу Менгса на тот же сюжет. Но у Менгса безо всякого маньеризма
25.
Отцелюбие римлянки. 1707
26.
Изящные искусства воздают дань уважения
Иоганну Вильгельму Пфальцскому. 1716
Внизу - автопортрет художника
В заключение - скорее барочная, нежели классицистская работа Адриана ван дер Верфа:
27.
Пастух и пастушка. 1689
Творчество Адриана ван дер Верфа показывает. как могла бы развиваться живопись, если бы не было рококо. Но рококо было. Эволюция, в т.ч. эволюция искусства не ищет лёгких путей))