Неоманьеристический классицизм Адриана ван дер Верфа

Nov 09, 2023 12:35

Адриан ван дер Верф (1659-1722) не был гением, но при жизни он пользовался популярностью, благосклонностью сильных мира сего и его картины ценились весьма высоко. Более он известен как портретист, но писал также бытовые сцены, библейские и мифологические сюжеты.
Развитие живописи в 17-первой половине 18 века можно представить как движение от материальности и телесности (достигающей апогея в творчестве Караваджо и его ближайших последователей, ИМХО, даже Рубенс не так телесен) к бесплотности и эфемерности, а в классицизме - ещё и к суховатости и схематизму. Есть соблазн видеть в ван дер Верфе первого неоклассициста, предшественника Менгса, или, скорее, Вьена, но всё же он классицист и, как у всякого классициста, его классицизм не чист: поначалу барочен, а в новом, 18 столетии - даже маньеристичен. (Про то, как уходя от барокко, живопись приходит к новому "маньеризму" в некоторых своих проявлениях, я уже писал когда-то 1, 2)

1.


Автопортрет с портретом жены и дочери. 1699

Библейские сюжеты

2.


Адам и Ева

3.


Бог призывает Адама и Еву к ответу. 1717

4.


Лот и его дочери. 1711

5.


Изгнание Агари и Измаила. 1699

7.


Сарра приводит Агарь к Аврааму. 1696

8.


Сарра приводит Агарь к Аврааму. 1699

9.


Иосиф и жена Потифара. 1720

10.


Нахождение Моисея. 1721

11.


Самсон и Далила

12.


Купание Вирсавии. 1713

13.


Сусанна и старцы

14.


Бегство в Египет. 1710

15.


Христос и добрая самаритянка у колодца. 1702

16.


Оплакивание Христа. 1697

17.


Оплакивание Христа. 1685

18.


Noli me tangere. 1719

19.


Кающаяся Мария Магдалина. 1712

Мифологические сюжеты

20.


Венера и Амур. 1715

21.


Диана узнаёт о беременности Каллисто. 1704

22.


Танцующая нимфа. 1718

23.


Танцующие нимфы. 1716

24.


Суд Париса. 1716

Фигуры богинь заставляют вспомнить работу Менгса на тот же сюжет. Но у Менгса безо всякого маньеризма

25.


Отцелюбие римлянки. 1707

26.


Изящные искусства воздают дань уважения Иоганну Вильгельму Пфальцскому. 1716

Внизу - автопортрет художника

В заключение - скорее барочная, нежели классицистская работа Адриана ван дер Верфа:

27.


Пастух и пастушка. 1689

Творчество Адриана ван дер Верфа показывает. как могла бы развиваться живопись, если бы не было рококо. Но рококо было. Эволюция, в т.ч. эволюция искусства не ищет лёгких путей))

эволюция, классицизм, живопись, Нидерланды, 18 век, 17 век

Previous post Next post
Up