О нарастании "примитивизации" в живописи

Oct 19, 2014 11:22

После того, как европейская реалистическая живопись достигает пика своего развития к середине 17 века, начинает набирать силу тенденция к примитивизации. Разумеется, реалистическое искусство никуда не девается, в 18 веке творят такие великие реалисты, как Шарден, Каналетто, или Лиотар, наконец, но каждый из них - в своей узкой специальности. Живопись рококо более изысканная, или, точнее, более вычурная, чем живопись великих (и даже не самых великих) голландцев испанцев и даже французов 17 века, но она менее реалистична*. В самом прямом смысле - меньше похожа на фотографию. Очень часто художники искажают пропорции фигур, пренебрегают анатомией. И сложно сказать, насколько сознательно они это делают.
Вот это что, живая женщина:

?
Наконец, мастера рококо склонны к схематизму, а схема - это всегда упрощение, отход от реализма, она не позволяет передать все многообразие жизни, к чему истинный реалист неизменно должен стремиться по определению.


Вермеер



Шарден
Рококо во многом подобно маньеризму. Я об этом писал и повторяться не буду. Замечу лишь, что подражание маньеризму в Галантном веке было вполне сознательным. Пармиджанино и Бронзино вновь провозглашаются великими художниками.
Но спустя несколько десятилетий Европа пресытилась маньеристической сложностью. На смену рококо идет неоклассицизм. Одним из идеалов его (в живописи уж точно) провозглашается высокое Возрождение. Но из сложного и многообразного искусства эпохи ренессанса берется лишь один аспект - простота. Простые композиции (фризовое построение в частности), правильные фигуры, правильные лица, строгие линии. Неоклассицизм сух и скучен, даже выдающиеся мастера вроде Давида его не вытягивают.
В эпоху романтизма назарейцы идут еще дальше и открывают для себя и всех остальных «примитивы». Подражая немецкому и нидерландскому (и отчасти итальянскому) искусству 15 века, они умудряются выкинуть из него все реалистическое и оставить как раз «примитивное», то есть делают прямо противоположное тому, что делали мастера от Кампена до Дюрера. Те как раз наращивали реалистичность и избавлялись от «примитивности».



Пфорр

Что дальше? Прерафаэлиты (Россетти, Берн-Джонс) пишут орнаментально-плоскостные картины, Рёскин преклоняется перед проторенессансом, а кватроченто кажется ему уже чрезмерно сложным. В моду входит японское искусство, стадиально соответствующее европейскому средневековью. При этом культивируется как раз плоскостность и линеарность японской гравюры. Гоген и клуазонисты подражают романскому искусству и древнеегипетскому. Модерн находит вдохновение в греческой архаике и крито-микенских фресках, только что открытых.
«Примитивизация» ускоряется в начале 20 века. Фовисты, экспрессионисты, кубисты восторгаются детским рисунком, народным примитивом (вроде лубка и живописи на стекле), искусством дикарей (простите за неполиткорректность). К началу 1910-х абстракционисты создают картины, которые в обывательском представлении стоят на одном уровне с мазнёй двухлетнего ребенка или обезьян. Круг замыкается**.


Ларионов

*Между Веласкесом-Рембрандтом-Вермеером и рококо временной разрыв в 50 лет. Ему я как-нибудь посвящу отдельный пост, здесь лишь скажу, что параллель между пост-пуссеновским классицизмом и болонским академизмом явно напрашивается.
** Разумеется, тенденция к примитивизации - лишь одна из тенденций. Реалистическое искусство никуда не делось. Но ничего нового к тому, что было сделано к середине 17 века живописцы-реалисты последующих столетий добавить не смогли, ИМХО.
См. также:
Об универсальности и специализации в живописи
О рождении "примитивизма" и низвержении Рафаэля

19 век, живопись, стилизация, 18 век, 20 век, примитив, неоклассицизм, модернизм, 17 век, маньеризм

Previous post Next post
Up