"Цветной телевизор не обязан быть большим"

Jan 21, 2021 11:14



"Теперь цветной телевизор не должен быть большим, чтобы быть хорошим". Реклама портативного цветного телевизора производства "Дженерал Электрик". 1966

Увидел эту картинку здесь. К сожалению, там все постеры не датированы и я спросил автора, какой это год? Я метался между серединой 1960-х (облик телевизора-новинки) и концом 1950-х (довольно архаичный дизайн плаката). Автор статьи  с Дзена сказал, что вроде бы 1975. Назвал бы, скажем, 1963, я бы удовлетворился, но для 1975 здесь архаично всё. Недолгий гуглёж выдал правильную дату - 1966. Например, здесь, в других источниках то же самое.

Картинка очень символична: на смену огромному телевизору-тумбочке весьма старомодного вида приходит небольшой телеприёмник "футуристического" дизайна, который может таскать с собой даже подросток. Иллюстрирует сразу две закономерности в развитии техники.

Первый из этих законов описывает в своих книгах Митио Каку:
На раннем этапе своего существования некое изобретение, скорее всего, будет очень большим по размеру и дорогостоящим. Пользоваться им могут представители элиты, либо общество в целом. Затем устройство уменьшается, дешевеет, становится доступным отдельной семье. На третьем этапе устройство совсем небольшое, им владеет уже каждый человек. На четвёртом этапе таких устройств и у отдельного индивида много, они очень дёшевы и даже порой лишаются своего названия.
От себя добавлю (у Каку этого не встречал, во всяком случае, в явной форме): устройство уменьшается за счёт уменьшения "рабочей" части, при этом размер "полезной" части может и вырасти. Скажем, самые первый телевизоры - это здоровенные ящики с крошечным экраном, который порой не сразу и отыщешь. Сейчас телевизор - по сути дела один огромный экран.

Второй закон касается дизайна.
На первом этапе изделие имеет сугубо "инженерный", "технический" вид, заставляющий вспомнить завод, или лабораторию: лишь бы работало, а как выглядит - не важно.
На втором этапе когда устройство поступает в продажу надо, чтобы оно вписывалось в интерьер, а, поскольку специфический вид новинки ещё не выработался его маскируют под то, чей вид привычен.Так первые швейные машины делали в виде бронзовых статуэток, а радиоприёмники в виде тумбочек. комодов и даже кресел.
На третьем этапе вырабатывается специфический дизайн устройства, который, конечно, может меняться со временем.

Облик самых первых телевизоров, поступивших в открытую продажу в 1930-е, напоминает радиоприёмники тех лет. Потом (или почти в то же время), несколько парадоксальным образом, появляются телевизоры-тумбочки и телевизоры-комоды корпусом из дорогих пород дерева. Именно такой и высмеивает плакат 1966 года.

Параллельно падает и цена. Насколько могу судить, в конце 1940-х телевизоры-тумбочки стоили 350-500 долларов, что более чем вдвое превышало среднюю зарплату. Затем они дешевеют: огрубляя, через десять лет обходятся уже в ползарплаты. Разумеется, были и более дорогие. Тот, что держит мальчик на плакате стоит 270 долларов (на самом деле 269,95).

Немного про дизайн телевизоров

Средняя зарплата в США (1950-1979, из обсуждаемого поста на Дзене):



прогресс, телевидение, дизайн, техника, 20 век

Previous post Next post
Up