О причинах фрагментарной композиции в дальневосточном искусстве:
Чжан Цзэдуань. По реке в День поминовения усопших. 12 век. Фрагмент
"... поскольку в китайской картине, не предполагающей единственной позиции рассматривания, нет ни линейного фокуса, ни центральной точки схода, - нет в ней и строго фиксированного центра композиции, что ведёт к асимметричности композиционных построений...
Увиденное из бесконечности как бы способно бесконечно распространяться за пределы картины. Причём точка зрения "из бесконечности" делает любую картину открывающегося пространства фрагментарной. В то же время эта картина, не ограниченная рамой, как уже говорилось обладает изобразительным, художественным единством. Собственно, и вертикальный свиток, возникающий позже горизонтального, тоже своего рода фрагмент, осмысленный как самостоятельное целое. Понятно, почему китайские и японские художники с удивительной непринуждённостью допускают фрагментарность композиции, срезы фигур. Пейзаж изображает не замкнутый в себе и внутренне завершённый мир, как икона, а мир разомкнутый. В нём господствует асимметрия, но тем не менее есть своя уравновешенность".
Л.В. Мочалов. Пространство мира и пространство картины. 1983
Андо Хиросигэ. Мост под дождём
Впервые прочитал эту книгу лет 20 назад. Мочалов наезжал на Флоренского и Раушенбаха и это было мило моему сердцу.)) Впрочем, у Мочалова тоже много спорных моментов.