Большую часть комнаты избы занимала печь, служащая как для обогрева, так и для приготовления пищи. Во многих семьях она заменяла баню. Большинство крестьянских изб топились «по-чёрному». В 1892 году в селе Кобельке Богоявленской волости Тамбовской губернии из 533 дворов 442 отапливались «по-чёрному» и 91 «по-белому». В каждой избе был стол и лавки вдоль стен.
По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном - одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.
Традиция мытья в печи сохранялась в деревне вплоть до Великой Отечественной войны. Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведёрки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют».
Объективности ради: в материале П. Пряникова речь идет о Центральном черноземном регионе, а там условия были тяжелыми из-за высокой плотности населения и оттого, что почти все леса были сведены. Условия жизни в Костромской губернии, например, откуда родом мои предки, отличались, но не так уж сильно домов, топившихся по-черному в начале 20 века было уже немного, бани были далеко не у всех. (Кстати, одна из причин нехватки бань в Черноземье - дефицит строевого леса. Вообще, по баням в дореволюционной России было бы интересно найти статистику, кто подскажет - буду премного благодарен). В семье моей бабушки баня, кажется, появилась только после того, как прадед вернулся с Гражданской. Тогда же прадед построил новый дом. Семья считалась небедной по деревенским меркам - прадед с братьями владел мельницей. Туалета, кстати, не было. Маленьких телят и цыплят держали прямо в доме.