Один Коперник был, другой был не Коперник

Feb 23, 2017 23:17

haritonoff всколыхнул блогосферу постом про портреты Коперника, а поскольку портреты - моя стезя, вношу свою лепту. Достоверных прижизненных портретов Коперника, как и портретов Колумба, и портретов Шекспира не сохранилось. Впрочем, ученым удалось воссоздать внешность польско-немецкого астронома по черепу и сравнивая результат этого воссоздания с посмертными изображениями, мы можем судить, насколько эти изображения правдивы. С этим воссозданием все сходится настолько гладко, что невольно возникают сомнения: нет ли здесь подгонки под результат. Останки Коперника (череп и кости ног) были найдены в соборе Фромборка и поначалу их принадлежность ученому подтверждалась лишь возрастом (умершему было около 70 лет) и отдаленным сходством с некоторыми портретами. Но был проведен генетический анализ - ДНК останков сравнили с ДНК из волосков, которые завалялись в книге "Calendarium Romanum Magnum" (1518 г.), принадлежавшей некогда великому астроному и оказалось, что и кости и волосы принадлежат одному человеку. Вот как этот человек выглядел:



Да, в старости Коперник красавцем не был, да и в молодости вряд ли был. Кстати, нижняя челюсть не была найдена, так что ее вид - наиболее слабое место в реконструкции (в принципе, нижнюю часть лица можно воссоздать, но только в общих чертах). Черты лица очень крупные, можно предположить, что Коперник был высокого роста, но сведений о его росте я пока не встречал. Кстати, к моменту смерти ученого в моду в Европе уже давно вошли бороды, так что изображать его бритым, может быть, не совсем правильно.
Впрочем, долой скепсис! Реконструкция действительно похожа на некоторые посмертные портреты Коперника, так что будет справедливо считать, что череп действительно его.



Портрет из музея г. Торунь, обычно датируется 1580 г., но на чем основывается эта датировка мне пока не известно. Есть версия, что это автопортрет, но поскольку о Копернике-художнике ничего не известно, придется ее отложить. Изображенному на нем человеку можно дать где-то от 35 до 50 лет, костюм и прическа вполне соответствуют моде первой четверти 16 в., когда Коперник находился в таком возрасте. Этот портрет послужил образцом для множества копий, некоторые из них напоминают оригинал весьма отдаленно.

Похожий облик Коперника доносят до нас и некоторые гравюры:



Гравюра из книги Н. Рейснера (Ройзнера) "Icones sive imagines impp. regum, principum, electorum et ducum Saxoniae", 1587 г. Дата под гравюрой - 1541 г., но в этом году Коперник должен был выглядеть старше и прическа несколько архаична, о чем уже говорилось



Гравюра из другого издания книги Рейснера, ок. 1600 г.
Иногда авторство этого портрета приписывается Тобиасу Штиммеру (1539-1584). Коперник назван математиком и держит в руках ландыш - символ врачевания. До конца 16 в. в этом качестве он был известен едва ли не больше, чем астроном.
Очевидно, что и живописный портрет и гравюра восходят к одному оригиналу, и сами они, в свою очередь вызвали множество подражаний. Со временем резкие и крупные черты лица Коперника становятся мельче и правильнее.



Гравюра И. ван Меурса из книги П. Гассенди, 1654



17-18 вв.



Птолемей и Коперник, 1686






1892 г.

Вероятно, при жизни Николая Коперника был создан не один его портрет, а как минимум два. Другой менее известен:



Фотография с портрета середины 16 в., погибшего во время ВМВ (?). Вероятно, также копия с прижизненного оригинала. Можно предположить, что Копернику в момент портретирования было 40-50 лет, черты лица резкие и крупные и художник не пытается их сглаживать.

С этого портрета также делали гравюры:



1797.



Лукаш Ватценроде Младший (1447-1512), дядя Коперника по матери. Очевидно его сходство с Коперником, особенно на некоторых гравюрах, это можно рассматривать как аргумент в пользу достоверности вышеупомянутх портретов.

Итак. это были достоверные портреты Коперника. Но есть и другие его изображения, которые достоверными признать нельзя.



Марко Басаити. Астроном, 1512.
В 1512 г. Копернику было 39 лет, а человек на портрете явно моложе, к тому же ученый покинул Италию еще в 1503 г. Тем не менее, этот портрет также считался изображением Коперника и послужил образцом для гравюр:



Этот рафаэлеподобный красавчик с усиками никакого сходства с Коперником не имеет.



На этой гравюре сер. 17 в. (после 1630) также якобы изображен Коперник, но уже не в молодости, а в старости, для подтверждения приведена схема мироздания "по Копернику". В действительности это изображение восходит к портрету астронома и астролога Иоганна Штофлера (1452-1531) из книги 1630 г. Очевидный подлог, который тем не менее, в 19 в. его воспроизводили как портрет Коперника:



Антоний Олешчжински, 1841.



Кто этот мужчина с портрета 16 в. - неизвестно, равно как неизвестно, есть ли какие-либо основания считать его Коперником, помимо ландыша в руках. Тем не менее, его тоже порой выдают за Коперника.



Кон. 16 в.
Этот гибрид Эразма Роттердамского и молодого Путина - тоже Коперник.

портрет, наука, Польша, живопись, 16 век, 17 век

Previous post Next post
Up