Немного о хронологии и идеологии у Вазари

Feb 24, 2017 13:56

В "Жизнеописаниях" Вазари много хронологических неточностей, как в плане абсолютной хронологии, так и в плане хронологии относительной. Иногда эти ляпы достигают многих десятилетий и даже превышают столетие. Все это внутренне противоречиво, так что не следует здесь искать какой-то системы. Средства коммуникации и поиска нужной информации даже в передовой Италии в 16 веке были невероятно примитивны, так что даже если бы Вазари был ученым 20-21 века по складу своего ума и стремился бы дать читателю только точные факты и выстроить непротиворечивую систему, у него бы ничего не вышло, по крайней мере за тот срок, что был отведен на создание его книги. Но он был человеком своего времени (пусть и одним из самых продвинутых людей своего времени) и не видел ничего постыдного в том, чтобы закрыть пробелы своими домыслами и фантазиями.

Порой хронология у Вазари служила идеологическим задачам. Он стремился возвеличить Флоренцию и родной Ареццо (в связи с последним вытаскивал из небытия совсем уж ничтожных, зато аретинских художников вроде Маргаритоне), а для этого нужно было принизить другие города.
Так, сиенец Дуччо и римлянин Каваллини из старших современников Джотто превращаются у него в младших современников - приоритет должен оставаться за флорентийской школой живописи. Про Дуччо (ок. 1255-1260-1319) он пишет, что тот работал в 1350-х гг., а про Пьетро Каваллини (ок. 1250-1330) - что он работал около 1364 г. (какая точность!) и был учеником Джотто.
Впрочем, сказать наверняка, намеренно ли Вазари дезинформировал своих читателей, или просто пользовался неверной информацией мы уже едва ли сможем.

Тут бы умеренным новохронологам ухватиться за сей факт и объявить, что Джотто жил на несколько десятилетий позже, но умеренных новохронологов почти не осталось.)

исторические мифы, ренессанс, треченто, 16 век, Италия, хронология

Previous post Next post
Up