Oct 12, 2011 14:23
Когда у Филипа Дика начала съезжать крыша (еще бы, с постоянным-то употреблением амфетаминов по рецептам в течение 5 лет), то опыт переживаемых им мистических откровений с необходимостью потребовалось конвертировать в религиозную веру. Так родился чудный синтез сюрреалистеческой и насквозь параноидальной оптики жителя двадцатого века и классической теологической проблематики христианства.
Так, например, роман “Свободное радио Альбемута”, о налете автобиографичности которого не стоит и говорить - главного героя зовут Филип Дик и он фантаст. Лучший друг лирического героя подключается к вселенскому разуму и в результате общения с ним приходит к ряду удивительных выводов. Например, герой формулирует блестящее решение классической проблема теодицеи, согласно Юму сформулированная впервые уже Эпикуром: если божество хочет предотвратить зло, но не может, то оно не всемогуще, а если может, но не хочет, то не является всеблагим. Однако, христианство предполагает именно всеблагого и всемогущего Бога.
Филип Дик предлагает веру в двух богов: всемогущего демиурга, запустившего большой взрыв и всеблагого святого духа, который пытается обуздать хаос этого творения со всеми сопутствующими процессу проблемами. В рамках сюжетной конвы подобная религиозность формулируется как возможность связываться со вселенной через голос в твоей голове. И конечно, этот голос - представительство всеблагого бога.
В конечном итоге, один из героев оказывается в условных лапах инквизиции, повинуясь этому голосу. Это как раз не удивительно. Удивительно то, что история выдуманной в психоделическом угаре религии удивительным образом пересекается с историей ранних христиан, которых убивали фактически по политическим мотивам - они отказывались поклонятся императору. Так и в книге-антиутопии, за героями приходят условные люди в кожанках по политическим мотивам: они знают про голос в голове и про связь со вселенной, но это вырывает людей из под контроля простых ксенофобских (истинно народных по Дику) ценностей и за это они должны быть наказаны. Так бог материи сводит весь дискурс к мясу.