Земцы - Подсосенка: Крушение на станции Подсосенка

Oct 06, 2016 21:54

Из цикла Рижское направление

Часть первая. Станция Земцы - бывшая станция Земцы-2 - Л-Ломоносово - поиск путепровода исчезнувшей линии - платформа 354 км
Разъезд Подсосенка. Крушение скорого поезда №4 Рига - Москва "Юрмала" и местного грузового поезда №3455

Как, надеюсь, помнит мой читатель, в поездке на участок Земцы - Подсосенка у меня было две основных задачи - это поиск остатков магистрали Смоленск - Питер через Земцы и исследование места крушения скорого в Подсосенке.
И если результаты по первой миссии требуют дополнения для точного ответа на вопрос, то со второй мне удалось справиться на 100%.
52.



53. До разъезда Подсосенка нам с Арсением оставалось несколько километров.
Встречаем пригородный поезд 6804 сообщением Великие Луки - Нелидово


54. РА2-024. Вообще, необычно видеть многовагонный рельсовый автобус


55. Берёзовый столб 551/350-го километра. Вид на предупредительный сигнал ПЧ станции Подсосенка


56. Светофор ПЧ станции Подсосенка


57. После пригородного нам навстречу отправился грузовой 2ТЭ116-935


58. Спуск к станции Подсосенка


59. Оп. Ещё один зверь на Земцы. ТЭМ2-6568 на перегоне Подсосенка - Земцы


60. Входной сигнал станции Подсосенка. До столкновения ПДСа и грузового остаются считанные минуты


61. Станция Подсосенка, лежащая в "яме". На горизонте показался грузовой. Примерно так же ночью, 3 марта 1992-го года, пассажирский и грузовой неслись навстречу друг другу


62. Вполне мирный 2ТЭ116-188 на станции Подсосенка, двигается на Великие луки


63. Стрелки западной горловины станции Подсосенка


64. Нечётные выходные светофоры, вид на Великие луки. У светофоров всего по три линзы - Полуавтоматика.


65. Маленький двухпутный разъезд Подсосенка


66. Особенно чётко прослеживается яма на восточных стрелках. Именно там столкнулись поезда


67. Полузаросшая платформа северной стороны


68. Платформа в Подсосенке, здание ДСП и тупик на вагон с тепловозом. Где-то справа в траве есть платформа для другого пути.


69. Единственный дом у разъезда Подсосенка.


70. Здание дежурного по станции. Таблички нет


71. Расписание по разъезду Подсосенка


72. Официальные документы. Интересно, кто тут будет это читать? Разве что от скуки


73. Ёлки обрамляют памятник жертвам крушения скорого поезда №4 Юрмала и грузового 3455. Столкновение произошло лоб в лоб на этой стрелке в 05:15 03 марта 1992 года. Грузовой заходил на станцию под два жёлтых огня на входном светофоре "Н" с отклонением для пропуска скорого поезда. Пассажирский следовал по главному пути на запрещающее показание выходного светофора Ч1. По какой-то причине скорый поезд не остановился у выходного и врезался в грузовой, в результате чего возник пожар.


74. Памятник установлен прямо напротив места лобового столкновения


75. Немного заброшенный памятник...


76. Памятник крушению


77. Здесь 4 марта 1992 года произошла авария с человеческими жертвами


78.


79.


Всего 46 фамилий. В крушении погибло несколько семей, если судить по фамилиям.

Я много лет на железной дороге. Я привык к тому, что на путях можно встретить сбитое существо, будь то кошка, голубь, лось или человек. Но людей, которых давит поезд мне не жалко. Люди виноваты сами, что не уступили дорогу поезду. Как-то я ехал в локомотиве до станции В..., и возле платформы, на переезде, при отличном обзоре более километра и исправной работающей сигнализации переезда мы сбили одного идиота. Он стоял в габарите пути, разговаривал по телефону и не реагировал на сигналы локомотива. За что его жалеть? Сам виноват.
В 2016-м году я в той или иной мере стал свидетелем трёх наездов: В Тушино, Нахабино и Снегирях. И таких случаев довольно много в целом по сети. Люди считают себя железными и не уступают дорогу махине, чья масса на 4-5 порядков превышает их собственную.
Но столкновение поездов - это другое. Тут нет вины тех, кого раздавило в вагонах, и кто погиб при горении вагонов. Я стоял у памятника, и слёзы текли у меня по щекам. Я думал о том, что произошло тут ночью почти 25 лет назад. Думал о том, что сделал бы я, будь я на месте товарища Цветкова, который дежурил в ту ночь. На самом деле страшно осознавать, что ты один в ночи, и никто, в ближайший час точно никто не придёт на помощь в глушь Тверского леса. Чувствовать собственное бессилие. Неизбежность удара. Я уверен, что товарищ Цветков, когда увидел несущийся к ржевской горловине ПДС понимал, что произойдёт.
Жалко бригаду грузового поезда 3455, которые ожидали остановку скорого, а никак не удар. Печальная страшная неизбежность конца.
Это действительно чёрная отметина на Рижском направлении, произошедшая в общем-то в современное время, когда технические средства позволяли предотвратить столкновение. В качестве версий произошедшего существуют такие как сон локомотивной бригады поезда №4 и проблемы с тормозной магистралью.
Я считаю, что надо смотреть глубже. Причина - в полуавтоматической блокировке и отсутствии (в те годы) кодировки путей на станциях и прилегающем к станции блок-участку. Если бы была бы автоматика, то поезд №4 был бы заторможен у выходного и всё. 46 человек бы не отправились к праотцам. Именно после крушения на разъезде Подсосенка стали кодировать станции и прилегающие участки на ПАБе.

80. Я забрался на тупиковую призму пути-отстойника и стал ждать жизнь. Судя по остаткам фундамента справа, на станции были домики стрелочников. Интересно, был ли стрелочник рядом в момент катастрофы, или товарищ Цветков был единственным в ту ночь?


81. Внимание, по главному пути на Ржев поезд


82. Уже знакомая по прошлой части М62-1664 с машинистами-факоносцами



Следующим номером транспортной программы был наш пригород на Ржев. На каждой станции у нас было скрещение с грузовыми. Траффик зашкаливал. В РА1 мы дремали, чего нельзя сказать о местном населении. Пригородные поезда являются важным транспортным аспектом. Практически никто не ехал от начала до конца. Очень много людей вышло и зашло в Нелидово, Мостовой, Ильмановке, Оленино и Чертолино. Иногда не было сидячих мест, люди стояли в проходе. Жизнь отшиба Тверской области, через который протекает Рижское направление, неразрывна связана с ЖД. Всю поездку люди обсуждали железку, парность поездов и оплату проезда. Пенсионеры Тверской области ездят за 50% от стоимости, все остальные пенсионеры - за 100%. Льгот практически нет, в том числе и разовых для студентов.
Спустя почти три часа мы прибыли в Ржев, пересели на автобус до Тушино. Я снова спал, просыпаясь лишь при проверке билетов.
К вечеру я был дома.

Спасибо коллеге за отличную вылазку!

Не хочу заканчивать на грустной ноте, поэтому передаю привет с железных дорог Южного Урала, из Челябинской области!
Моя обновлённая карта путешественника



Спасибо за внимание


направление, заброшенное, ТЭМ2, поезд, Рижское направление, тепловоз, платформа, Октябрьская ЖД, 2ТЭ116, Мотриса, железная, РЖД, мотриса, расписание, рельсовый автобус, М62, провинция, пути, дорога, Земцы, РА2, станция, состав, рельсы, перегон, Тверская область, Подсосенка

Previous post Next post
Up