Из цикла Рижское направление
Станция Земцы - бывшая станция Земцы-2 - Л-Ломоносово - поиск путепровода исчезнувшей линии - платформа 354 км - разъезд Подсосенка - Крушение поезда №4 Юрмала и местного грузового поезда 3455
Герой романа Мастер и Маргарита Мессир Воланд говорил: "Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?"
Действительно, а зачем? Зачем ворошить пыль прошлого, даже если это пыль столетней давности?
Кто-то тянется за прошлым ради денег, кто-то живёт тем прошлым, в котором он был счастлив. А я... А мне нравится искать и исследовать. Я получаю удовольствие от поиска неизведанного.
В начале 2016-го года я познакомился с
Арсением, разыскивая информацию о потаённых уголках Рижки, про которые есть пара фотографий в сети и минимум текстовой информации.
Пост о потаённых уголках будет позже, а сегодня я расскажу про волшебную станцию Земцы, куда мы отправились с Арсением вечером в пятницу, 16 сентября 2016, в купе поезда 663.
ПДС шёл по удалению за электропоездом. Я чувствовал, как он тормозит на жёлтых показаниях светофора - ведь мне известны положения всех сигналов от Москвы до
Манихино. За
Иерусалимом поезд почуял свободу блок-участков и втопил на запад.
А тем временем в вагоне было комфортно, я первый раз в жизни купил у проводницы чай и трескал конфеты с разными вкусностями из магазина
ЗАО "Дедовский хлеб".
Мы беседовали о разных железных дорогах, о дежурных, о трейнхопе, о поездках и об адекватных и не очень людях, которые встречаются на пути околожелезнодорожного человека.
После Шаховской я устал и заснул.
Проснулся я около 3-х часов ночи, не очень понимая, что я делаю в поезде и зачем.
На приближении к станции Земцы, пора выходить.
Ну а про то, что с нами было дальше - под катом
1.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61897/79399541.8e/0_1682cc_d3efd98e_XL.jpg)
2. Выходим на станции Земцы. Мы одни, если не считать поезда, который уедет через три минуты, печальной собаки, которую по всей видимости бросили, и она встречает поезда и дежурной по станции в каменном здании.
В 3.40 утра темно и холодно. Сидеть на вокзале - глупо. Решаем пойти на бывшую станцию Земцы-2. Дорога лежит через посёлок. В воздухе стоит запах леса. Чистый, ароматный, он зовёт к себе, зовёт в чащу. Звёздное небо хвастается перед двумя исследователями млечным путём.
Если бы в Тверской глуши можно было заработать, я бы сбежал из МСК. Спокойный и размеренный образ жизни, атмосфера, река, поезда, красивые русские девушки без закидонов - что ещё нужно для жизни до 100 лет?!
Выходим на точку, в район станции Земцы-2, как показывают старые карты.
Штатива нет. Фотографирую с головки рельса. Я первый раз на линии Земцы - Жарковский, вид на Жарковский. Деревянные шпалы, песчаный балласт - господа читатели, так эту линию можно проехать на велике прямо по шпалам. Мне удавалось проехать около
5 километров по ужасному щебёночному полотну два года назад, когда я ночевал на БМО. 47 километров по песку и деревянным шпалам более чем доступны.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50936/79399541.8e/0_1682ad_fb748371_XL.jpg)
Со стороны Подсосенки протяжно загудел грузовой, прибывающий на скрещение с номером 2 Рига - Москва.
3. Нам пора обратно в Земцы. Предупредительный сигнал ПЧО - со стороны Озёрного. Хотя движения на Озёрный давно нет...
Чем-то напоминает
Селижарово, но без семафора
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55431/79399541.8e/0_1682ae_b67d050b_XL.jpg)
4. Возвращаемся в Земцы на Рижском направлении. Коллега ложиться спать на вокзале, а я иду исследовать станцию. Земцы так и не обзавелись автоматическими стрелками, можно видеть огоньки флюгарок. Если не брать в расчёт кирпичный дом, то фотография вполне сойдёт за древнюю.
Вид на Великие луки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61266/79399541.8e/0_1682af_498b9db7_XL.jpg)
5. Здание вокзала в Земцах. На удивление находится против правила Рижки, что вокзальный комплекс на северной стороне. В Земцах вокзал стоит с южной стороны
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41340/79399541.8e/0_1682b0_329280d6_XL.jpg)
6. Восточнее вокзала расположилась водонапорная башня типового проекта начала 20-го века. На удивление, она пережила Войну. Я думаю, что немцы специально не разрушали важную инфраструктуру. Если здание деревянного вокзала не представляло ценности, то башня обеспечивала движение паровозов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30530/79399541.8e/0_1682b4_cb0d2c84_XL.jpg)
7. Как многие железнодорожные здания той эпохи, башня имеет нивелировку Корпуса Военных топографов. Специально для
leonovvaleri![](https://img-fotki.yandex.ru/get/139626/79399541.8e/0_1682b1_54dbea6c_XL.jpg)
8. Более современная отметка от ОКТ ЖД на двери. Интересно, какое назначение у башни сегодня?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/58717/79399541.8e/0_1682b2_1265aa19_XL.jpg)
9. Основание башни. Кирпич хранит на себе следы осколков и пуль. Ведь станция Земцы была захвачена в 1941-м году, вместе с львиной долей Рижского направления
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52790/79399541.8e/0_1682b3_c90cba39_XL.jpg)
10. Я возвращаюсь в зал ожидания. Расписание движения поездов. Пригородные поезда по дням недели на главном ходу завязаны с движением пригорода на Жарковский
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/45537/79399541.8e/0_1682b5_51d9650f_XL.jpg)
11. Внутреннее убранство. На станции можно наблюдать скрещение двух грузовых
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55918/79399541.8e/0_1682b6_c0242aeb_XL.jpg)
12. Рассвело. Пора в путь. Фоткаю вокзал под другим ракурсом. Когда ещё доведётся попасть в Земцы?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/108497/79399541.8e/0_1682b7_b0cdd747_XL.jpg)
13. За зданием вокзала, среди деревьев, обнаруживаем скульптурку мальчика. Что-то подобное я видел в
МончаловоВ правой руке мальчика фляжка, что за объект в левой руке я не понял.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52790/79399541.8e/0_1682b8_693deddf_XL.jpg)
14. Вид на скульптурку мальчика с другой стороны. Мальчик, оказывается, вполне себе мальчик:)
На заднем плане почти забытая эмблема MTV
Мне интересно, сколько ещё различных скульптурок расставлено на станциях Рижского хода?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/142729/79399541.8e/0_1682b9_6520eb69_XL.jpg)
15. Нам пора на восток.
Платформы на станции Земцы и ручная стрелка. Вид на Великие луки. Даже не верится, что тут уже 115 лет ходят поезда
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/112407/79399541.8e/0_1682ba_86fa1c91_XL.jpg)
16. Станция Земцы, 359/360-й километр Рижского направления. Вид на Великие луки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52790/79399541.8e/0_1682bb_f3ff741d_XL.jpg)
17. Вид на Ржев. Водонапорная башня шикарна, я получаю эстетическое удовольствие
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38765/79399541.8e/0_1682bc_386d1bb5_XL.jpg)
18. На боковых путях, где отстаиваются тепловозы, сохранились деревянные шпалы, в то время как основные пути на бетоне
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26440/79399541.8e/0_1682bd_eddcf7aa_XL.jpg)
19. Начало линии на Жарковский. По изначальному замыслу, если бы он реализовался, это был бы простой съезд по Ржевскому типу с линии Москва - Балтия на линию Смоленск - Жарковский - Земцы - Новгород - Питер.
Налево вверх двинешь - в Ржев и Москву прибудешь, направо вниз - на Жарковский, в Тверские кусты попадёшь
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/96932/79399541.8e/0_1682be_29303c_XL.jpg)
20. Мои мысли о минувших днях прервал нечётный грузовой поезд на станции Земцы в виде БТС 2ТЭ116-741, который следовал с нефтью в Латвию
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/112407/79399541.8e/0_1682bf_9c421bc1_XL.jpg)
21. Разделение путей. Бетонная Рижка и деревянное направление на Жарки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/115272/79399541.8e/0_1682c0_a2c2f280_XL.jpg)
22. Входной светофор ЧЛ станции Земцы - чётный со стороны Ломоносово, что входит в небольшое противоречие с литерой предупредительного светофора ПЧО - со стороны Озёрного.
Хотя, впрочем, это не играет роли, так как надо букву "Ж" - Жарковский. ПЧЖ и ПЖ:)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94372/79399541.8e/0_1682c1_dd93a3ec_XL.jpg)
23. Линия на Жарковский делает крутой поворот вправо. Меж тем на Рижском ходу наблюдается подъём. Именно кадр похожего ракурса, который я нашёл в сети, манил меня в Земцы - посмотреть, осталось ли что-то от линии на север. Американская карта 1954-го года чётко показывает участок пути от станции Земцы на север над Рижским направлением, равно как и симметричный съезд от Земцов в том же направлении.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/96932/79399541.8e/0_1682c2_c27a48a8_XL.jpg)
24. Ого. Вижу малый деревянный мост на линии на Жарковский
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53078/79399541.8e/0_1682c3_4b751101_XL.jpg)
25. Входной светофор Н станции Земцы со стороны Ржева у столба 358/359 км. Выходит, что поезд прибывает с Жарковского в Земцы чётным номером, а со стороны Ржева - нечётным
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/112407/79399541.8e/0_1682c4_6b6dda50_XL.jpg)
26. А мы движемся дальше в сторону Подсосенки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52790/79399541.8e/0_1682c5_e547c7e7_XL.jpg)
27. Взгляд назад. Входные сигналы ЧЛ и Н со стороны Жарковского и Подсосенки соответственно
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98971/79399541.8e/0_1682c6_1da5435d_XL.jpg)
28. Линия от Земцов на Жарковский теряется в траве...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104595/79399541.8e/0_1682c7_c4617aa_XL.jpg)
29. Вдоль Рижки наблюдаем болота и топи. Деревья не вырастают в токсичной среде и засыхают маленькими и тонкими
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52325/79399541.8e/0_1682c8_92cab1b9_XL.jpg)
30. По навигатору находим место, где гипотетическая линия (я употребляю термин гипотетическая, так как оснований считать, что был прямой путь от Жарковского на север минуя станцию Земцы у меня нет). В этом месте меняется рельеф местности. На короткий промежуток исчезает болото по обе стороны полотна. Я ищу артефакты прошлого. Устои мостов, насыпь для двухуровневой развязки по Ржевскому типу, но ничего нет. Не наблюдается даже намёков на просеку. Вид на Ржев, 357 км пк 8
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53993/79399541.8e/0_1682c9_e44c0e2_XL.jpg)
31. Вид в другую сторону. По Земцам ожидается скрещение. Один прибыл, встречного встречают два жёлтых огня. Видно, как по бокам резко начинается спуск в болота от возвышения
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104595/79399541.8e/0_1682ca_510338a9_XL.jpg)
32. Едет. 2ТЭ116-1700 компании БалтТрансСервис
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26440/79399541.8e/0_1682cb_c8600dff_XL.jpg)
33. Сразу после прибытия БТСа отправился 2ТЭ116-872 в сторону Ржева
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61897/79399541.8e/0_1682cc_d3efd98e_XL.jpg)
34. Светофор ПН станции Земцы со стороны Подсосенки. Блокировка полуавтоматическая. Исчезнув в Муравьёво, АБ возобладает над ПАБ только за Новосокольниками на Себеж
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/104595/79399541.8e/0_1682cd_ff3e7ec7_XL.jpg)
35. Холм земли, о котором я упоминал ранее, где должна была проходить перпендикулярная железная дорога
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52325/79399541.8e/0_1682ce_421ab049_XL.jpg)
Подведём итог первой части поисков.
В пользу наличия магистрали над Рижским ходом говорят:
1. Просека от станции Земцы-2 до Рижки и далее севернее, которая видна на карте, но при этом не наблюдается в реальности возле полотна на 357 км 8 пк
2. Американская карта 1954 года, на которой показано действующее пересечение Рижского направления и перпендикулярной дороги, включая два съезда на Великие Луки. В принципе, я нахожу данный источник довольно достоверным, во-первых, это карта противоборствующего нам государства, а во-вторых - недействующие на момент выпуска карты участки помечены меткой "abandoned" - заброшенные. Что говорит об осведомлённости американцев.
3. Многочисленные планы отечественного руководства по строительству дороги Смоленск - Жарковский - Земцы-2 - Новгород - Питер и некоторые исполнения трассы во время войны. Это косвенное подтверждение.
4. Земляное возвышение из болот в месте гипотетического пересечения на 357 км 8 пк - крайне мало вероятно, что именно в этом месте возникло возвышения, так как болота вдоль Рижского направления тянутся на довольно значительном протяжении
Против наличия моста над Рижским направлением на север от ныне не существующей станции Земцы-2 говорят следующие факты:
1. Нам не удалось обнаружить каких-либо каменных устоев, необходимых для строительства двухуровневой развязки по Ржевском типу, даже обломков и каких-либо камней.
2. Полностью отсутствуют земляные подъёмы/спуски пути
3. Отсутствует видимая с полотна Рижки просека (хотя это слабый аргумент спустя столько лет)
4. В конце концов странно, что дорога действовала после войны, а затем была ликвидирована под корень.
5. Не удалось обнаружить отечественных послевоенных карт, где фигурировал бы мост над Рижским направлением. (Замечание - отечественных карт в хорошем качестве без искажений довольно мало, часто приходится использовать американские и немецкие карты)
Итого, выражаясь словами Адама и Джимми из Разрушителей мифов, имеем: Миф требует дополнительного уточнения. А я добавлю от себя, что и поисковой работы в лесу на некотором отдалении от действующей ЖД. В этом походе у нас были конкретные цели, и кроме поиска моста надо было посетить станцию Подсосенка.
Я могу предположить, что дороги пересекались не друг под другом, а путём глухого перекрестья - что довольно актуально для быстрых работ военного времени.
36. Шлёпаем дальше
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/131107/79399541.8e/0_1682cf_324b6d3f_XL.jpg)
37. Круглобуферная М62-1664 с хамоватой бригадой следует на Земцы со стороны Подсосенки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98971/79399541.8e/0_1682d0_86945abd_XL.jpg)
38. В хвост
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/44369/79399541.8e/0_1682d1_63e23891_XL.jpg)
39. Встречный 2ТЭ116-1308
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54004/79399541.8e/0_1682d2_29955116_XL.jpg)
40. Бесконечные болота на десятки километров. У полотна мы нашли три яблони с отличными плодами. Обычно я не сторонник кормиться продуктами, выросшими на полотне, но иногда можно.
Яблоки были такие же божественные, что и у Дениса Еськова на даче
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53993/79399541.8e/0_1682d4_ebfc8faf_XL.jpg)
41. Подошли к платформе 354 км и переезду
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/42618/79399541.8e/0_1682d3_868028fb_XL.jpg)
42. Взгляд назад. В принципе красивое место
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/44369/79399541.8e/0_1682d5_456e61d3_XL.jpg)
43. Платформа 354 км Рижского направления, перегон Земцы - Подсосенка
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98971/79399541.8e/0_1682d6_91949e6d_XL.jpg)
44. Платформа 354 км, вид на Великие луки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/120455/79399541.8e/0_1682d7_7b29a3fb_XL.jpg)
45. С переездом
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/100036/79399541.8e/0_1682d8_8b64ca05_XL.jpg)
46. Не успели мы заглянуть за поворот, как шпарит 2ТЭ116-1027
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61020/79399541.8e/0_1682d9_9a678a26_XL.jpg)
47. Встречкой едет пригородный РА1-0027 рейсом 6801, Ржев-Балтийский - Русаново, перегон Подсосенка - Земцы
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61020/79399541.8e/0_1682da_f5fe4ce_XL.jpg)
48. Удирает от нас
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/117474/79399541.8e/0_1682db_f473bacf_XL.jpg)
49. КТСМ 352 км 8 пк на перегоне Подсосенка - Земцы
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/37849/79399541.8e/0_1682dc_896eda1f_XL.jpg)
50. Поиграем в параболу?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/37849/79399541.8e/0_1682dd_a9954ed1_XL.jpg)
51. На приближении к станции Подсосенка
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/47776/79399541.8f/0_1682de_3135398a_XL.jpg)
С такой горки спускался в последний раз скорый мрачной зимой 1992-го года. Вдалеке, в ложбине, лежит станция Подсосенка. До лобовой встречи с грузовым оставались считанные минуты...
Про жуткое крушение скорого поезда Юрмала на стрелках станции Подсосенка читаем тут Спасибо за внимание.
![](http://s04.flagcounter.com/count/rUMJ/bg_BEFF3B/txt_000000/border_7D16CC/columns_2/maxflags_20/viewers_0/labels_0/pageviews_0/flags_0/)