Фото-отчет о поездке на Переяславщину с небольшим экскурсом в историю одного из самых молодых сел Украины.
Переяслав
Цибли.
День первый. Переяслав-Хмельницкий.
Идея поехать именно на Переяславщину появилась практически спонтанно. Как-то сами по себе организовались свободные выходные, и естественно проводить их в Киеве никакого желания не было. Как-то я искал в Интернете информацию по Гусенцам. По запросу о затопленных церквях вышел на чей-то фотоальбом с фотографиями полуразрушенной церкви Ильи Пророка из затопленного села Цибли. Любопытство разгорелось после взгляда на километровку обозначенного района. На ней было видно, что церковь стоит на острове. Да и до Переяслава-Хмельницкого было совсем недалеко. Смотреть там было что, да и мало кто из нас бывал там раньше. В Общем прекрасный материал для нескучной поездки выходного дня получался.
Село находится примерно километрах в 10-ти южнее Переяслава и расположено на круче, возвышающейся над долиной, которая в свою очередь плавно переходит в Каневское море. Село - образец развитого социализма. Находясь в нем невольно ловишь себя на мысли, что вот оно наступило светлое будущее, открой глаза шире и увидишь - настал тот час из-за которого пролито столько пота и крови. Коммунизм - наступил. Четкая планировка, одинаковые дома, детский сад, школа, котельня, баня и даже пожарная часть все есть в этом селе (хотя говоря про пожарную часть смело можно утверждать - не есть, а было; часть - расформирована, здание - заброшено). Виновником такого прогресса является водохранилище. До 70-х годов ХХ столетия село находилось на несколько километров западнее. Как раз на месте теперешнего моря.
Но обо всем по порядку. Первым, и как мы думали основным, пунктом нашей программы был Переяслав. Именно до него мы добрались маршруткой из Киева. Для облегчения в ориентировании в городе и окрестностях была приобретена подробная карта. Но и она во многом не помогала, ведь вся старая часть города практически сплошной музей. Всего же в городе насчитывается 27 музеев, а сколько в нем памятников наверное не знает никто. Им в городе порой просто не хватает подходящих мест. Например, где по вашему мнению должен стоять танк Т-34? На постаменте в парке? Нет. Постаменты и парки и без того заняты. Танк стоит в кустах возле музея Т.Г. Шевченко, смотрится так же органично, как и рояль. А где, как вы думаете, стоит памятник изображающий людей в скафандрах приветливо машущих вам рукой? Возле музея космонавтики (который, к слову, в Переяславе имеется)? Опять не угадали. В Переяславе он стоит в музее народной архитектуры и быта, на пороге деревянного храма из села Вьюнище. Вот так вот.
Посещать все музеи в наши планы не входило. Банально не хватило бы времени. Ограничились только четырьмя: Трипольской культуры, Кобзарского искусства, один из филиалов исторического и, собственно, архитектуры и быта. А сколько памятников увидели даже и не скажу. Не меньше сотни точно.
На нашей карте не были обозначены валы древнего города. А посмотреть на них хотелось. Приходилось спрашивать у прохожих, большинство просто пожимало плечами. Нет никаких валов. И только один нарядный молодой человек ответил: «Какие волы? Они же вымерли как вид». Тут у нас появились совсем другие вопросы. Как вымерли? Ладно там с землей сровнялись, срыты. Но вымерли - не понятно. Оказалось, он имел в виду животных. Волов. Посмеялись и пошли дальше.
При подготовке к поездке, просматривая генштабовские километровки, заметил большие скопления курганов в районе Переяслава. Навязчивой идеей стало посмотреть хотя бы один. Недалеко от музея архитектуры и быта нам представилась возможность не только осмотреть курган с наружи но и попасть внутрь. Этот курган - замечательный пример консервации не менее яркий - равнодушия. Вход открыт и не охраняем, поэтому этот древний памятник зодчества постепенно превращается в бесплатный туалет.
Изучаем свежекупленную карту.
В Переяславе
Колоколенка
"Рояль в кустах"
Памятник "Чорной" Раде.
Петикантропы
В музее архитектуры и быта
Тот самый памятник космонавтам
Жилище Х века
Кресты с "переселенных" погостов
Нечто
Курган снаружи
Курган изнутри
Часть вторая. Зов предков.
До Циблей доехали на маршрутке следовавшей из Киева на Чигирин. Водитель оказался разговорчивый и все пытался нас уговорить посетить конечный пункт его маршрута. За те недолгие минут 10, что мы ехали, он рассказывал нам о тысячелетних дубах и прочих чудесах чигиринщины. Чуть не проехали свою остановку.
Вышли. Спросили у придорожных торговцев дорогу и направились через село к пункту назначения. Проходя по улице Ленина, мы заметили однотипность домов. Эта, прямая как стрела, улица вывела нас на небольшую площадь которая, судя по количеству магазинов, являлась местным культурным центром. В одном из этих магазинов мы разговорились с продавщицей и она, объяснив нам как добраться до церкви, поведала о бывшем директоре местной школы, который написал книгу о затопленном селе. Это было интересно. Но мы решили, ввиду позднего времени, зайти к нему на следующий день, так сказать на обратном пути и пошли ставить лагерь.
Лагерь мы поставили недалеко от Днепра. Темнело, и на церковь решили идти утром. В этот день открывался сезон охоты на птиц, и поэтому пьяных охотников в округе было просто немеряно. Стрельба велась до поздней ночи. Страшно было ходить за водой. Фраза: "Убей себя об стену", сама собой трансформировалась в "Иди покрякай в камышах".
Утром опохмелившиеся охотники стреляли с новой силой. Теперь к охотящимся с берега присоединилась целая флотилия лодок. Позавтракав мы неспешно собрали лагерь и выдвинулись в сторону церкви. Наше внимание привлек старый казацкий крест, одиноко смотрящий на Днепр с одного из крутых склонов. Вспомнилось, что при переселении старые кладбища переносили на место нового села. Интересно было посмотреть на такое переселенное кладбище. Но оказалось, что в случае с Циблями никто ничего не переносил. Кладбище возле села было новым, а старое осталось заброшенным в низине, на против руин церкви. Самое же старое кладбище затопленного села находилось возле самой церкви. Как уже писалось выше, никто его не переносил и кости предков обильно разбросаны на мелководье, вымытые водами рукотворного моря.
Вдоволь по фотографировавшись возле каменного креста, мы, попутно посетив заброшенное кладбище, отправились к церкви. Аборигены сказали, что если форсировать небольшой пролив, отделявший церковь от материка, прямо напротив села, то воды будет по грудь, а чтоб выйти к месту, где воды будет только по колено, нужно обойти остров с южной стороны. Обходить было далеко и лениво, поэтому решили не заморачиваться и идти коротким путем. Берег между церковью и сушей обильно порос камышом и пройти можно было только по одной дорожке которая представляла из себя поочередно чередующиеся лужицы/болотца и небольшие участки суши. Лужицы были расположены в порядке возрастания сложности. Первая проходилась на цыпочках в наивной надежде не намочить шорты. Вторая - без вариантов с рюкзаком на руках, потому что воды уже почти по грудь. Ну и финальная третья плавно переходящая в водохранилище - по колено а иногда и почти по пояс в грязи. Впрочем погода была жаркая все равно хотелось искупаться и такой переход не вызвал никаких негативных эмоций. Тем более на финише ведь была изюминка, ради которой мы, собственно, и приехали.
С близка церковь поразила как своими размерами, так и степенью разрушений. Практически от нее остались только стены до уровня второго этажа, да и то не все. Но даже в таком состоянии церковь впечатляла. Закончив осмотр церкви, мы решили искупаться возле нее на ближайшем мелководье. Тут то и обнаружилось, то самое старое кладбище. Все мелководье вокруг церкви было усыпано человеческими костьми, керамикой и битыми кирпичами. Анька тут же заявила, что на пляжах не хоронят, а на кладбищах не купаются. Трудно было с этим спорить, и поэтому пособирав немного керамики, мы отправились купаться ближе к селу.
Последние несколько часов над Днепром медленно но уверенно собирались тучки. Когда мы отходили от церкви стало понятно что дождь неизбежен. Но фронт, словно жалея нас, медлил. Он снисходительно терпел с началом действа, пока мы не спеша купались, ждал пока мы дойдем до магазина спросить адрес местного писателя Михаила Прохоровича Лесика, и обрушился только когда мы вышли из его дома на улицу и собирались двинуть в сторону трассы. Да как обрушился, в считанные секунды мы промокли до нитки даже стоя под деревом. В общем на остановку мы шли под проливным дождем, весело прыгая по лужам.
Мастерству водителя микроавтобуса, который вез нас до Киева, позавидовал бы сам Шумахер. Благодаря этому мы добрались до Киева за час с небольшим.
Вид на рукотворное море
Крест на старом кладбище
Заброшенный погост
Переправа
Возле затопленной церкви
Предок
Руины церкви
Волы. Неужели и правда вымерли?
После ливня на остановке.
Вместо послесловия.
Введение в эксплуатацию Днепровского каскада ГЭС довольно болезненная тема для нашего народа. Понятно, что этот проект не принес ожидаемого экономического эффекта. Минусов у него было значительно больше, чем плюсов, начиная от затопления плодороднейших почв и заканчивая необратимыми изменениями в экологии многих видов Днепровской флоры и фауны.
Но все же народ у нас уникальный. Общее горе словно объединило людей. Не в каждом селе увидишь людей, которые собираются на главной площади не для распития, а что бы просто петь песни. Было в пении этого импровизированного хора, что-то нереально. Красивое народное многоголосье невольно переносило в прошлое, где люди собирались на сельской площади, а вокруг так и представлялись хаты-мазанки под соломенными крышами. Откроешь глаза, и не сразу веришь. Вокруг вполне современное село. Аккуратные, ухоженные (одинаковые!) домики. Асфальтированная площадь. Дом культуры. Магазин… и душевная народная песня над всем этим.
Местный краевед-энтузиаст и в прошлом директор школы Михаил Лесик, немного рассказал нам, как жили люди в селе Цибли до затопления. Село было небольшим, значительно меньше теперешнего (в новые Цибли так же переселили жителей окрестных сел которые попали в зону затопления). В нем не было ни газа, ни электричества. Улицы даже названий не имели. Через село протекала небольшая речушка Цибля. Сейчас она полностью поглощена водами нового моря. Центральным и самым большим зданием здесь была церковь Святого Ильи Пророка. Согласно переписи первой половины 1962 года, в селе проживало 1313 человек, из них 574 - мужчины, 739 - женщины. Село насчитывало 375 домов, 446 сараев. Коров - 432, свиней - 399, так же у 72-х семей имелись пасеки.
В селе работала восьмилетняя школа, в которой училось более двух сот детей, а так же вечерняя восьмилетняя школа для взрослых. Работал медпункт, так же был дом культуры и библиотека.
В связи с постройкой Каневской ГЭС и образованием искусственного моря (уровень воды был поднят всего на 3 м 65 см) возник вопрос о переселении приднепровских сел Переяслав-Хмельницкого района. Было принято решение построить новое село Цибли на берегах Каневского моря. В него было переселены жители сел: Цибли, Вьюнище, Козинцы, Городище и Комаровка.
Официально жителям села о переселении сообщил глава Переяслав-Хмельницкого райисполкома по строительству И.С. Головко, на общих сборах села в 1964 году. С этого же года в селе начали постоянную работу бригады плановиков Укрднепрсельстроя Министерства сельского хозяйства УССР. На картах и в натуре на отведенной для застройки колхозной земле они наносят улицы и площади нового села, указывают места для строительства домов, чертят линии водных, газовых и электросетей.
При сельском совете создана комиссия по учету недвижимости переселенцев.
В уточненных списках опубликованы все жилые помещения, хозпостройки, погреба, фруктовые деревья и даже заборы. Определялась их цена. Во время переселения, когда нужно было платить за дом, государство эту сумму брало как первый взнос за новострой.
1967 год - начало практической постройки нового села. Первые три дома, построенные в центре села, были разных типов и практически каждый день осматривались будущими переселенцами. Строительство шло комплексно, отдельные участки села строились одновременно. Так центр села со средней школой, домом культуры торговым и административным центрами был готов к осень 1969-го года. Это дало возможность начать занятия в новой школе уже с 1 сентября того же гожа.
На окраине села были построены временные общежития для рабочих, тут также действовал отдельный пищеблок на 200 человек, были обустроены магазины со всеми необходимыми товарами. В среднем каждый день работало около 450-ти человек, в основном молодежь. Все ПТУ и строительные техникумы Киевской, Полтавской, Днепропетровской, Николаевской и Луганской областей направляли сюда студентов на практику. Активно работали на стройке жители села Цибли и других сел района. Так же помогали и ученики старших классов Циблянской средней школы, работая по выходным и во время каникул.
Некоторые сведения о новом селе.
Строительство велось с 1969 по 1972 годы.
Для общей застройки использовались 10 типов домов, как одно так и двухэтажных.
Так же построены: средняя школа на 560 мест, 2 детсада на 140 мест в каждый, амбулаторию, торговый и административный центры, банный комбинат (как звучит, а?), котельную, пожарное депо, очистительные сооружения, а так же Дом культуры с залом на 580 мест.
Всего построено 765 домов.
Ко всем жилым помещениям и общественному центру подведено газ, водопровод, канализацию и электричество.
Площадь села 11 квадратных километров.
В 1969 году началось интенсивное заселение села.
Население по состоянию на 1973 год - 2750 жителей.
По материалам книги М.Лєсика «Циблі - моє рідне село на Переяславщині»
Современный вид церкви
Церковь св. Ильи Пророка (южная сторона) 1917 год
Она же в 1965-м году. Северный вход в храм.
Колокольня уже разобрана.