Зачарована Десна. ч.3

Sep 21, 2010 14:49

Завершающая часть отчета по деснянскому сплаву: придеснянские села, занимательные встречи, русла-старицы, солнце, дождь, «Титаник» и путь домой...

Зачарована Десна ч.1
Зачарована Десна ч.2
Зачарована Десна ч.3

Погребли

Утром, как обычно, собираем лагерь и выходим на воду. В нашем составе вновь намечаются перемены. Сегодня вечером нас должен покинуть Шурик, а ему в замен приехать jatta8, vihell и partisan83. Седьмой день на воде уже как бы подразумевал дневку, а предстоящий круговорот участников сплава каг бє намекал на прощальный вечер. В общем в воздухе витал страшный дух праздника.

Где-то на пол пути между лагерем и Макошино нас проинформировали, что до Нью Йорка 10318 км, до Парижа 4987 км, до Киева 267, а до Макошино и загадочного Черного дуба всего 5. Естественно тут же прозвучало предложение налечь на весла и продлить поход до Америки.

Что бы Шурику было удобнее добираться нам нужно было высадить его в селе Макошино. Тут имелась железнодорожная ветка, ну и до райцентра - Мены было рукой подать. Сюда же вечером должно было прибыть наше пополнение, следовательно ночевать нам предстояло где-то недалеко от села. А так как Макошино было всего километрах в десяти от нашей предыдущей стоянки, полноценным ходовым этот день назвать язык не поворачивался.

К слову село имеет довольно долгую историю на его территории находился древний город Хоробор, который упоминался в 1153 году. Со временем град пришел в упадок и его поглотило расположенное рядом село которое и называлось Макошино.

Прям у нашего «причала» красовался такой вот знак.

Он оповещал всех, что это - городище и как памятник археологии оно охраняется законом. Как видите в нашей стране закон о памятниках археологии охраняет чей-то огород.

Сначала мы причалили в начале села, чтоб разведать местоположение вокзала и узнать расписание автобусов. Естественно не обошлось без экспедиции за пивом, настроение ведь было выходным.

Село оказалось большим и магазины разбросаны в разных его уголках, поэтому погуляли мы на славу. Приятно было походить ногами после многих дней на воде.

Дома в селе, в основном, одноэтажные и, в основном, кирпичные.

Но попадаться и такие вот памятники многоэтажного деревянного зодчества.

Вообще леса в окрестностях хватает.

О чем говорит и центральная остановка села. По сути местный автовокзал.

В общем наш променад несколько затянулся и пора было искать место для ночевки. Решено было стать в нескольких километрах ниже по течению от села.

Как уже говорилось через Макошино проходит железнодорожная ветка.

Ниже по течению относительно моста мы, развернувшись боремся с течением, пока лодка Формика рубится в сторону берега в поисках места для ночевки.

Во время очередной остановки с целью разведать местность для лагеря с нашей лодкой приключилась ситуация из серии «приплыли…». Я забыл отшвартоваться и мы с Петрухой усердно гребли какое-то время и удивлялись чего лодка не тянет…

Потом с Формиком случился очередной приступ социофобии, он на отрез отказывался останавливаться на правом берегу из-за близости села. Аргументы, что на противоположном берегу - болото и людям ночью придется идти по нему лишние N километров, не возымели действия. Он уверенно погреб к противоположному берегу увлекая вместе с собой в лодке офигевающего Бурзума. Не понятно чего там произошло, то ли отсутствие поддержки подействовало, то ли Бурзум повлиял, но через некоторое время лодка вернулась и мы все вместе принялись разбивать лагерь.

Стоит признать, что место это действительно имело свои минусы. Это было место отдыха аборигенов и хоть до села и было несколько километров народ частенько приезжал сюда на машинках с целью побухать.

Прощальный/встречальный вечер отгремел на славу. Партизан и компания несколько заблудились по дороге и появились в лагере под утро, встречали их только самые стойкие бойцы. Расходиться вовсе не хотелось и если бы в восьмом часу утра не пошел дождь не понятно когда бы мы улеглись…

…утро началось ближе к обеду с выстрелов из Калашникова. Стреляли с нашего берега, а пули шелестели в кустах приблизительно в том месте где Формик вчера предлагал поставить лагерь. Хорошо, что мы не поддались на уговоры. Народ сходил в разведку и оказалось, что недалеко от нашего лагеря приехал отдохнуть местный пацан на джипе. Хорошенько вмазав он решил немного пострелять из своей Сайги.

Через некоторое время он нанес нам ответный визит, чуть не заехав машиной прямо в костер. Человеком он оказался в высшей мере позитивным, с удовольствием попробовал нашей каши, живо интересовался маршрутом и предлагал посильную помощь. Мол, вот мой номер, если будут какие проблемы - звоните, меня тут все знают.

Как и следовало ожидать вышли на воду мы после обеда.

Погода с этого дня заметно испортилась небо затянули тучи ежеминутно грозившие дождем. Река и вовсе скурвилась, начала петлять по нескольку раз на километр и пускать в стороны ложные рукава - старицы.

Первое время мы шли катамараном.

vihell взялась за гитару.

pauk_ne загребает.

Бурзум.

В одном месте Десна делилась на два примерно одинаковых русла, судя по всему огибая остров. Весь народ решил идти правым рукавом, мы с Петрухой - левым. И зря. Шустро пройдя по течению с километр мы уперлись в густую лесопосадку. Они отделяла наш рукав от основного русла, которое можно было увидеть за плотной стеной деревьев. Течение же, как ни в чем не бывало, несло воды прямо через посадку. Деревья стояли неровными рядами но весьма плотно, да к тому же в них застряло много топляков. Пройдя несколько рядов застряли и мы. Казалось бы чего проще, сейчас выйду и проведу лодку, ан нет… Не смотря на то, что обычно здесь суша, проверяя веслом глубину до дна я так и не достал. Тут было никак не меньше двух с половиной метров…

Выбираться из этой посадки да еще и против течения было очень неприятно. Как, собственно, против этого же течения плыть обратно до развилки. Самая быстрая равнинная река Украины как никак. Догнали основную группу мы где-то через час беспрерывной отчаянной гребли. Намахались будь здоров, благо Партизан еще на старте забрал у меня свое любимое огромное весло и я греб обычным тайменевским.

Уже практически традиционно с поиском места для стоянки затянули до последнего. Пока было светло все места казались нам какими-то не такими, а когда стемнело хороших мест и вовсе стало не видать. А река при этом продолжала курвиться. В одном месте мы всей флотилией не могли определить куда таки уходить основное русло. Приходилось даже кидать в воду всякий плавучий хлам, чтоб узнать где течение. С каждым часом наши требования к месту стоянки становились все проще. Сначала мы согласились не обращать внимания на комаров, потом нас уже перестало интересовать наличие дров. Закончилось все высадкой на месте где не было нормального выхода на берег. Но выбирать особо не приходилось, оставалось тащить байды по крутому склону густо поросшему крапивой. Целая плантация крапивы была не последним сюрпризом этой стоянки. На ней изобиловали мирмики - такие маленькие рыжие муравьи которые умеют довольно ощутимо жалить. Это соседство было замечено далеко не сразу, а только во время ужина. Как раз вокруг костра и было несколько гнезд.

Наш лагерь утром.

Впрочем солнечное утро заметно подняло нам настроение и минусы этого места уже не казались такими уж критичными. Нету нормального спуска к воде - зато можно прекрасно попрыгать с обрывчика.

Вдоволь накупавшись мы вышли на воду. Поначалу погода нас баловала, было тепло и солнечно.

Но после обеда небо вновь заволокли тучи.

А это затопленная детская площадка.

Титаник…

Ближе к вечеру нас накрыло приличным ливнем и чтоб согреться пришлось грести несколько активнее.

Миха и Маринка идут на обгон.

Последний вечер на Десне.

На ночевку стали неподалеку от села Салтыкова Девица. При высадке отожгла Танюша, став одной ногой на берег, а другой на борт байдарки. Берег остался на месте, Танюша упала в воду, а на нее сверху плюхнулась перевернутая байдарка. Оказывается Тайменьки так быстро тонут…

Благо глубины там было чуть больше чем по пояс. Ни лодка ни Танюша не пострадали, утонула только одна сидушка и чья-то кружка.

План выброски народа и байдарок с места высадки был с одной стороны до безобразия простым, а с другой довольно сложным. Казалось бы сошли на берег в ближайшем селе сели на автобус в сторону Чернигова и всего делов. Но не так все просто ведь до последних ходовых часов мы так и не знали где мы окончательно сойдем на берег. Вечером приняли решение ехать с Партизаном вдвоем за его УАЗом в Чернигов, чтоб его силами перевести плавсредства в Киев, а попутно искать бус который бы закинул участников в Чернигов налегке. Налегке естественно понятие относительное - просто без лодок но с личными вещами.

В виду наступившего в лагере минерально-сигаретного кризиса с нами вызвались идти до села Маринка и Нутрий. Утром наскоро позавтракав отправились к селу. Для этого нужно было пройти с пол километра по заплавному лугу в обход болот к дамбе и еще с полтора кэ мэ по грунтовке на дамбе. По дороге к селу полюбовались заброшенной насосной станцией. Одна должна была перекачивать воду из поймы обратно в Десну, но в данный момент стояла, с аккуратно срезанными моторами, полузатопленная. Само село было просто лабиринтом из улочек которые причудливо переплетались лавируя между неглубокими озерцами-болотцами и домиками.

Благодаря большому количеству заливных лугов и водоемов, прямо на территории села, оно занимало весьма не малую площадь.

- Мы по этой дороге дойдем до магазина?

- Да, идите прямо.

Стоит ли говорить, что нас и магазин разделяло не то четыре не то пять развилок. Да и само слово «прямо» вообще не применимо для местных улочек у которых семь загибов на сто метров.

А еще в Салтыковой Девице просто неимоверное количество журавлей. По словам Партизана их «как воробьев». А воробьев как мух на свиноферме потому, что в каждом журавлином гнезде они поселяются десятками. Так вот журавли в Салтыковке (так село называют местные) чувствуют себя полноправными хозяевами, могут планировать над самыми крышами. Иногда даже кажется, что можно их поймать на лету, если подпрыгнуть.

Несколько раз спросив дорогу мы таки подошли к центру местной цивилизации - храму Николая Чудотворца. Но не подумайте, что в последний праздничный выходной много народу решило посетить церковь. Просто рядом на площади находилось аж пять магазинов и бар. Во всем селе мы не нашли больше ни одного действующего, так что за опохмелом, как говориться: всем сюда. К слову самым богатым выбором обладал магазин действовавший при храме. Тут было все от пива с сигаретами до розовых маек с Бритни Спирз.

Купив воды и сигарет, мы распрощались с Маринкой и Нутрием. Они вернулись в лагерь, мы пошли к выходу из села в сторону райцентра Куликовки. Мы уже не питали иллюзий по поводу транспорта отсюда до Чернигова, его просто не существовало. А следующий автобус до райцентра будет в районе пяти вечера, что нас категорически не устраивало.

На выходе их села мы решили глянуть в карту. Но развернуть ее нам так и не удалось, рядом остановился Матиз согласившийся подвезти нас к ж/д станции.

Нас высадили недалеко от ж/д переезда. Слева от дороги виднелись какие-то руины, а-ля советский абандон. Справа - поля. Домов вообще нигде не видно. Водитель подсказал, что к вокзалу лучше всего пройти через механизаторскую станцию. Станция оказалась полузаброшеной, сейчас там действовала разборкой бэушных машин. Чего только не валялось во дворе. Обойдя все эти красоты мы вышли на задворки станции. Еще издалека мы заметили поезд идущий со стороны Чернигова, на перроне стояла электричка, которая явно его пропускала. Вероятность что она наша 50/50 - нужно бежать. Когда мы, обогнув кабину машиниста оказались на перроне двери электрички были уже закрыты. Машинист открыл передние двери специально для нас.

Возле вокзала в Чернигове мы словили таксиста который подкинул нас к УАЗу, а после договорился с местным маршруточником, чтоб он закинул людей от Салтыковки до Чернигова. Так что таксисты весьма полезный народ, если ими правильно пользоваться.

По дороге к лагерю, нас накрыло весьма ощутимым дождем. Созвонившись с народом мы узнали, что ливень застал их как раз в процессе разборки/просушивания байдарок. Это несколько замедлило сбор лагеря.

Пакуем байдарки в машинку.
Фото by jatta8

Вот такой вот получился походец. Мы, не особо напрягаясь, прошли около 200 километров. Загорели как негры. Ну и конечно, насмотрелись на Зачаровану Десну в период весеннего разлива. Впечатлений как всегда - масса и возвращаться домой совсем не хотелось.