Заслуга Айн Рэнд

Oct 20, 2013 23:35

Статью С.Голубицкого я прочитала так давно, что уже и не помню, когда. Статья была написана с едкой иронией над нашей соотечественницей, которая из Алисы Розенбаум, дочки еврейского фармацевта в Петербурге, стала знаменитой американской писательницей Айн Рэнд, основательницей философского течения объективизма (которому сама и дала дефиницию), почитаемой до такой степени, что без ее постулатов Америка чувствовала бы себя осиротевшей. Американские бизнесмены рыдают над ее цитатами, все знаменитости держат у себя ее книги.



В России Айн Рэнд боготворит Андрей Илларионов и Юлия Латынина (как нам говорит Википедия). В сети мне встречались и восторженные мнения некоторых блогеров, которых без колебания можно отнести к культурной, так-скать, части нашей оппозиции.

Подробности своей биографии Алиса Розенбаум тщательно скрывала, и были причины. При всей "не-евклидовости"  ее конечностей (с), ей удалось сразу войти в Голливуд и стать сценаристкой, обрести мужей (но не родить детей, естественно, ибо дети в философию Айн Рэнд никак не вписываются). Издатели отказывались публиковать ее книги, зато другие рискнули, несмотря на суровую критику, и - родилась новая звезда.

Голубицкий отметил интересную дихотомию - ненависть Алисы по отношению к большевизму, и одновременно преклонение и восхищение перед жестокостью большевицких репрессий.

Касательно литературного дара Айн Рэнд - то его попросту нет (как у Солженицына, у которого единственным достойным произведением признают "Матренин двор"). Она выбрала не содержание, а форму:

Ошеломительный успех Айн Рэнд невозможно объяснить лишь удачно подобранным сюжетом книжек. Собака зарыта в «объективизме», который, по мнению советника Президента РФ Андрея Илларионова, ставит Рэнд в ряды величайших философов ХХ века. Думаю, стоит разобраться.

Начну с главной ошибки дипломированных философов, которые уперлись в неоригинальность «объективизма» Айн Рэнд. Академические круги просто не понимают, что вопрос оригинальности и приоритета - дело десятое и никого, кроме редакционного совета закрытых университетских сборников, не интересующее. Бессмысленно кивать на первородство Аристотеля, Адама Смита и Джона Стюарта Милля, которых человек улицы никогда не читал и читать не собирается. Заслуга Рэнд в том, что она первой нарушила традицию и опустила философию до уровня понимания простых смертных, изложив на пальцах мудреные истины извечных вопросов. Вернее, она ничего никуда не опускала, поскольку ее собственный уровень философского мироощущения всегда находился за рамками академической традиции. Айн Рэнд - это не Заратустра, не понятый обывателями, а его духовный брат - канатный плясун, что срывал искренние аплодисменты базарной площади.

Питер Шварц, председатель правления Института Айн Рэнд, очень точно определил вклад своей патронессы в развитие американской цивилизации: «Айн Рэнд дает людям основополагающую философию жизни, философию, основанную на разуме. Эта философия учит каждого человека тому, что у него есть моральное право жить не ради других, а ради собственного счастья». Коротко и ясно.

Прелесть объективизма в том, что он легко объясняется на пальцах, легко усваивается и легко вписывается в бытовую мораль Америки. Положения объективизма прозрачны, как заповеди советского пионера:

Разум - единственное орудие познания и единственное руководство к действию.

Главная задача человека в жизни - добиваться личного счастья, не жертвуя собой ради других и не требуя жертв от окружающих.

Капитализм - высшее достижение человечества, а свободное предпринимательство - основа всеобщего счастья и процветания.

Единственная задача государства - обеспечение неприкосновенности частной собственности и прав индивида. Все остальное - узурпация власти.

Религия, Бог, альтруизм, коллективизм, самопожертвование, беззаветное служение, мистицизм и интуиция - злейшие враги свободного человека, безнравственные препятствия на пути к светлому будущему и прогрессу.Главный двигатель прогресса - не писатели, не художники, не философы, не поэты, а бизнесмены. Они же величайшие страдальцы современной эпохи""
Однако, как отмечает Голубицкий, философия Айн Рэнд базируется не столько на ненависти к коммунизму, сколько к христианству и его заповедям:

И хотя Айн Рэнд всегда утверждала, что борется с большевизмом, не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться: речь идет о христианстве. Именно в христианстве наиболее выразительно переплелись идея самопожертвования (=альтруизм), общинность (=коллективизм) и вера в чудесное (=мистицизм). Все, что написала Айн Рэнд в своей жизни, каждая строчка ее художественных книг, политических памфлетов и популяризаторско-философских очерков пропитаны безграничной (поистине большевистской!) ненавистью именно к христианству, а уж затем, подспудно, к коммунизму, тоталитаризму и прочим «измам».

Можно не согласиться с Голубицким в его вИдении большевизма, но совершенно очевидно противопоставление принципов объективизма и защиты личного эгоизма, которое подчеркивает Айн Рэнд, и духа коллективизма, которым пропитано христианство.

Идеальной моделью государственного устройства у Айн Рэнд был Laissez-Faire Capitalism, - то, что у нас в обиходе называют "свободной рукой рынка". Интересно отметить, что этот либертарианский подход к организации общества проповедуется в самом сердце индейской Латинской Америки - в Гватемале, где был создан частный либертарианский университет им.Франциско Маррокина.  "Рандианская секта", - иронично отзываются о нем гватемальские интеллектуалы.**

"Атлант, расправляющий плечи", встречает посетителей на территории университета, где учатся дети центральноамериканской элиты.



А в это время... индейцы Гватемалы продолжают совершенствовать и экспериментировать в общинном самоуправлении, где главным принципом является благо коллектива, ибо индейское самосознание зиждется на благе общины, где личность видится как составная часть целого, и живет, работает и заботится об общем благе.

Интересно, что "секта Айн Рэнд" - университет им.Франциско Маррокина насаждает ценности индивидуализма в "подбрюшье" США, в Гватемале, изначально бывшей ее "непотопляемым авианосцем".  В Гватемале в восьмидесятых годах проводился беспрецедентный геноцид коренного народа Гватемалы - народностей майя, которых огнем и мечом массово уничтожали отцы и родственники студентов, детей нынешней гватемальской элиты. Испугавшись укоренения "коммунистической" идеологии, которую тогдашняя гватемальская элита увидела в прогрессивных реформах свергнутого ими президента Хакобо Арбенса, послушные элите военные стали искоренять "коммунизм" огнем и мечом, уничтожив более трехсот тысяч мирных индейцев (заодно уничтожая отцов католической церкви, и  взамен насаждая пасторов евангелистской церкви из США (особенно в этом отличился бывший диктатор, недавно избежавший суда за военные преступления - Эфраим Риос Монтт, заодно проводивший на телевидении уроки протестантской этики).

Физический способ уничтожения идей коллективизма, свойственных индейскому и христианскому самосознанию, не помог. Тогда выбрали идеологическое оружие - насаждение принципов индивидуализма, свободного предпринимательства и поклонения золотому тельцу.  Именно этим занимается Университет Франциско Маррокин, опять противопоставляя элиту основному населению страны - индейцам и метисам.

После окончания гражданской войны в Гватемале, Всемирный Банк стал проводить среди индейского населения Гватемалы целевые проекты, где под видом "блага" для населения и развития "прогресса" - через различные программы и тренинги, финансируемые Всемирным банком специалисты стали проводить работу, нацеленную на замещение общинных ценностей индейцев (бесплатная работа на общину, коллегиальное руководство, которое выносит решение на благо общины, бесплатное и эффективное правосудие) на западные ценности - а именно, безвозмездная работа на благо общины теперь заменяется родом платных "услуг", где бывший общинный авторитет приучается взимать деньги за свою работу, в то время как индейцев приучают к мысли о том, что в мире прогресса их личность имеет значение, а значит, община является более не защитой, а "обузой" для свободной личности.

Индейский пролетариат должен уходить в город, и пополнять поток дешевой рабочей силы, которая должна свободно мигрировать на рынок труда.

Вот такая дихотомия индейской общинности и западного индивидуализма в гватемальской действительности.

Кто победит?

против неолиберализма, персоналии, Гватемала

Previous post Next post
Up