Я, наверно, еще немного напишу об этой книге. Не отпускает она сразу. Были и другие книги, которые не отпускали, и на протяжении очень длинного периода времени, если не сказать до сих пор: "The Hand That First Held Mine" Мэгги О'Фаррелл, "Большая маленькая ложь" и "Яблоки..." Лианы Мориарти, "Случайная Вакансия" и "The Ink Black Heart" Джоан Роулинг. Бритт Мэрри Фд.Бакмана и его трилогия. Да и тот же "Лягушачий король" Елены Михалковой.
* * *
Вдруг поняла, что меня слегка оцарапало в поведении Макара Илюшина и Сергея Бабкина по отношению к Наташе. Тем более, я уже сравнила (в лучшем смысле) эту книгу с детективом "Золушка и Дракон". Ведь Наташа - это та же Золушка. Но там они помогли и советом, и делом - с работой. А тут они дали Наташе совет не отворачиваться от сватовства ее учениц, ибо у них есть разведенные родственники. Но среди разведенных могут быть как и замечательные люди, так их... антиподы. Представим себе, что та же Татьяна разводится. И бабушка с курса начнет сватать Наташе подобного Александра. Или какого-нибудь холостяка типа Габричевского. Ведь это он - ей внук/племянник/родственник, а не Наташа. К тому же подобный (условный) Александр и(ли) Габричевский запросто может быть замечательным внуком/сыном/братом/etc, и при этом отвратительным мужем и отцом. И жизнь, и книги полными такими примерами, да у Елены Михалковой подобные герои тоже есть.
* * *
Кстати, уже не раз читала на просторах интернета критику книг (т.е. сюжетов и героев) Елены Михалковой в стиле: где она подобных героев и ситуации берет? Бесили меня авторы подобных высказываний... Очень сильно бесили. Т.е. всем этим авторам можно, конечно, ответить кратко: из жизни. Но меня занимало другое: почему подобные авторы такое пишут. Вариант #1: они живут в каком-то идеальном мире и на самом деле так считают. А так как "в нашем мире всё бывает", то и кому-то везет. И пускай: чем больше счастливых людей - тем лучше наш мир. Но мне почему-то кажется, что это в основном исходит от двух других групп людей. В одной из которых, как у героя В.Высоцкого, "всё не ладно". И люди старательно отодвигают от себя подобные сцены и книжных героев, т.е. фактически свою жизнь - защитное свойство психики. Я буду последняя, кто брошу в этих людей камень, причем по двум причинам сразу. А вот третья группа - это как раз те, кто бесит. Кто сами -
Лягушачьи Короли, их "венценосные" мамы-Ули, Александры и т.д. Или их группа поддержки. Например, некая бабушка прекрасно понимает, что ее Александр и(ли) Габричевский - совсем не пай-мальчик, если судить по его отношению к другим посторонним им людям. Тот же брат Габричевского прекрасно это понимал. Но он же ему брат, а не Татьяна или Наташа. Или, например, некая (совершенно реальная, а не книжная) Дина* отлично осознаёт, что Нир* далеко не принц, и мог себя отвратительно вести по отношению к своей уже бывшей жене. Но Нир - это родственник ее мужа, а жена Нира - ей никто. Поэтому Дина будет защищать первого и осуждать вторую. Ибо после их развода ей, Дине, и с Ниром встречаться надо, да и спорить со своим мужем из-за бывшей жены Нира умной Дине ни к чему.
А так как герои Елены Михалковой настоящие живые и взяты из самой реальной жизни, то представители третей группы узнают в них себя. И это их очень раздражает и возмущает. Отсюда, как мне кажется, и подобные негативные комментарии, где главное обвинение - в нереальности и надуманности.
* * *
Еще мне эта книга немного напоминает рассказ "Здравствуйте" В.Токаревой и роман "Here One Moment", Л.Мориарти, который я читаю сейчас.
В.Токареву - героинями: в обеих книгах главные героини - Наташи 35-36 лет. Обе разведенные, обе героини жалеют и тех, кто на них рады проехаться, и "малышей" 10 годами себя младше. Обе всё-таки не лишены мудрости, хоть и наступают на те же грабли, но и пытаются выйти из ловушки. А в книге Л.Мориарти - жизненные проблемы и внутренние параллели между героинями книги. А еще бабочки: бабочка в заглавии книги Елены Михалковой, и эффект бабочки у Лианы Мориарти. И бабочка на обложке ее книги.
___________________________________________________________
* Имена, как обычно, изменены, любые совпадения случайны.