Ответил на
вопросы
Андрея Черткова: Во-1-х, как вы относитесь к тем фильмам по Стругацким, которые уже были? И во-2-х, какой должна быть экранизация АБС, чтобы она полностью вас удовлетворила?
1. «Отель "У Погибшего Альпиниста"». Как ни странно, отношусь к этой экранизации вполне положительно, несмотря на то, что в ней, как и почти во всех остальных, имело место существенное и малообъяснимое «ухудшение оригинала». Тем не менее, даже при таком ухудшении получился вполне качественный и смотрибельный результат. Диалоги Стругацких в основном остались на месте, что вкупе с крепким типажным кастингом (категорически выпадает разве что Брюн - тут не было даже попытки изобразить предусмотренную текстом загадку) привело к появлению качественного фантастического фильма, что в те времена само по себе было чрезвычайной редкостью. Не могу не отметить потрясающую музыку Свена Грюнберга, благодаря которой в течение всего фильма присутствует таинственная атмосфера, очень точно соответствующая настроению повести.
«Сталкер». Лучший фильм всех времён и народов. Я мог бы распинаться о нём очень долго, но тут, что называется, не тот формат. Потому кратко: в этом фильме гениально всё - идея (точнее, целый ворох идей), сюжет, видеоряд (гениальная работа Александра Княжинского), музыка (гениальная работа Эдуарда Артемьева), диалоги, разработка персонажей, подбор и работа актёров (для всех четверых исполнителей главных ролей - Александра Кайдановского, Анатолия Солоницына, Николая Гринько, Алисы Фрейндлих - это лучшие их роли в кино). Феномен «Сталкера» в том, что тут произошло умножение гениальностей: литературной гениальности Стругацких и кинематографической гениальности Тарковского. Едва ли возможно когда-нибудь повторить такой эффект. Во всяком случае не раньше, чем за экранизацию Стругацких возьмётся режиссёр уровня Тарковского.
«Чародеи». Отстоище. Полное извращение всех идей первоисточника. Наличие маленьких кусочков, в которых можно узнать или хотя бы учуять Стругацких, никоим образом не спасает эту голимую и унылую попсятину.
«Искушение Б». Просто серое кино. Смотрел один раз, пересматривать неохота.
«Дни затмения». Шедевр. Хоть и очень специфический, как и всё у Сокурова, но тем не менее шедевр. Правда, в отличие от «Сталкера», который по мысли и по духу - Стругацкие, в «Днях затмения» от Стругацких не осталось почти ничего (не только идеи и сюжета исходной повести - а вообще почти ничего). Осталось лишь трудноуловимое ощущение чего-то давящего и удушающего, но при этом тягучего, спокойного и невнятного. Очень атмосферное кино.
«Трудно быть богом». Поначалу мне скорее даже понравилось, но со временем впечатление ушло. Мне и повесть-то эта знаменитая интересна чуть ли менее всего у Стругацких (ну вот такой я, блин, оригинал), а уж эта туповатая до примитивности киноверсия - неинтересна вовсе.
«Гадкие лебеди». Жесточайшее разочарование. Несколько неожиданная попытка угнаться за двумя наиболее удачными попытками экранизации Стругацких. Вся изобразительно-эстетическая и ритмическая составляющая фильма - очевидное подражание «Сталкеру». Стихия воды, медленные проходы, паузы и т.д. и т.п. - во всём этом чувствуется натужное стремление «пересталкерить "Сталкера"». А образы героев, их невнятно-пришамкивающая и вместе с тем нарочито неспешная манера словоговорения - очень тщательная, но совершенно безуспешная манера воспроизвести один из основных художественных приёмов «Дней затмения». Результат - нуль. (Чуть подробнее писал
тут.)
Две последние работы - Германа и Бондарчука - пока не смотрел, но не ожидаю ни от одной из них ничего хорошего.
2. Я вижу ровно два способа идеального экранизирования Стругацких.
Первый. Режиссёр отталкивается от идей, сюжетных линий, героев, текста (прежде всего диалогов) и, главное, духа Стругацких (точнее даже, не отталкивается, а усваивает всё перечисленное) и творит на основе всего этого своё, личное, авторское кинопроизведение. Успешные примеры реализации этого способа, как видно из моих ответов на первый вопрос, - налицо. Возможность появления таких удач в будущем целиком и полностью зависит от уровня режиссёров, которые решат за это взяться. Я уже
признавался, что у меня есть мечта: чтобы что-нибудь по Стругацким - всё равно что - снял Алексей Балабанов. Но, по-видимому, этим двум вселенным пересечься, увы, не суждено.
Второй. Дотошное следование тексту даже в мельчайших его деталях, не чураясь подробного изображения самых кратких, но важных текстуальных решений (картинка в принципе по сути своей подробнее и навязчивее текста); не чураясь, быть может, и такого не вполне кинематографического приёма, как закадровый авторский текст. То есть это - сериал. Только в его рамках можно не торопясь за всем вышеперечисленным угнаться. Надеюсь, что такие решения последуют в обозримом будущем. Тут составляющих успеха три: качественная и тщательная разработка сценария; ответственный кастинг; добротность и профессионализм режиссуры.