Sep 17, 2007 23:58
Посмотрел наконец-то по случаю "Гадких лебедей" Рыбакова - Лопушанского. Ну, что сказать?..
Разочарованию моему просто не было предела. Думаю, даже от предстоящего "Обитаемого острова" Феди Бондарчука такого разочарования не будет - просто потому, что там я ничем и очаровываться изначально не собирался.
Тут же надежда на определённый уровень - была. Всё-таки Рыбаков однозначно входит в пятёрку лучших из ныне живущих русских фантастов, а Лопушанский во времена оны снял хоть и не слишком выдающийся, но профессионально довольно-таки крепкий фильмец на тему ядерного постапокалипсиса "Письма мёртвого человека".
Увы, "Гадкие лебеди" не идут ни в какое сравнение даже с этим весьма средним продуктом.
И дело тут даже не в идейной невнятности по сравнению с ясным и вместе с тем глубоким посылом литературного первоисточника. В конце концов, кино - искусство режиссёрское (и в то же время паразитическое), и пан режиссёр имеет полное право говорить то, что именно он хочет сказать, используя в качестве гумуса всё, наработанное в смежных искусствах, и в первую очередь в выбранных им литературных первоисточниках.
Но вот именно личного высказывания Константина Лопушанского я в его последнем творении совсем не обнаружил.
А обнаружил я (несколько неожиданно) попытку угнаться за двумя наиболее удачными попытками экранизации Стругацких. Вся изобразительно-эстетическая и ритмическая составляющая фильмы - очевидное подражание "Сталкеру" Тарковского. Стихия воды, медленные проходы, паузы и т.д. и т.п. - во всём этом чувствуется натужное стремление "пересталкерить "Сталкера". А образы героев, их невнятно-пришамкивающая и вместе с тем нарочито неспешная манера словоговорения - очень тщательная, но совершенно безуспешная манера воспроизвести один из основных художественных приёмов "Дней затмения" Сокурова.
Надо ли дополнительно пояснять, что ни того, ни другого у Лопушанского не получилось?!
В качестве отдельного недоумения осталось непонимание смысла участия в этом потешном проекте Вячеслава Рыбакова и его роли в нём. Неужели всё оно свелось к тому, чтобы переименовать Ирму в Иру, Бол Кунаца - в Борю Куницу, а также ввести в фильм персонажа по имени Геннадий Комов?..
кино,
фантастика