О Достоевском

Feb 27, 2007 16:42

Есть мнение, что Достоевского нет смысла преподавать в школе, - всё равно, мол, школьники ничего в нём ещё не поймут.

А у меня вот как-то ровно наоборот вышло. Помню, "Преступление и наказание", прочитанное в 9-м классе в соответствии с требованиями школьной программы, просто вывернуло меня наизнанку, встряхнуло несколько раз и подвесило на гвоздик подумать как следует над смыслом бытия. После чего, уже вне связи с школьной программой, чисто из пробудившегося интереса, я прочитал "Идиота". И, как сказал бы БГ, "понял: попал". Тут уж столь хилой образностью не обойтись, а потому о своих впечатлениях я просто умолчу. Скажу лишь, что "Идиот" - это одна из тех книг, что сформировали меня как личность, каковая личность, как известно, формируется именно в подростковом (12-17 лет) возрасте.

Дальше я с огромным интересом прочитал "Бедные люди", "Белые ночи", "Униженные и оскорблённые". Ещё чуть позже "Село Степанчиково" и ранние рассказы, "Записки из мёртвого дома". Всё нравилось, всё шло в тему.

Потом был определённый перерыв. А потом нагрянула перестройка, и я стал читать совсем другое. В перестроечном контексте, правда, активно обсуждались "Бесы", и я их по случаю одолел. Текст, однако, показался мне чрезвычайно многословным, причём излишне многословным. По счастью, я почти сразу же после чтения "Бесов" прочитал большую статью Людмилы Сараскиной, напечатанной в двух номерах журнала "Октябрь" и многое очень удачно пояснившей мне об этом романе: почему он такой и почему это хорошо.

А дальше всё вообще завертелось-закружилось, и много-много-много лет я Достоевского не читал.

До тех пор пока не сказался, наконец, внутренний свербёж на тему "Как же это я до сих пор не читал самый-самый культовый его роман - "Братья Карамазовы"?" И вот где-то лет пять или шесть назад я его асилил. Асилил, надо сказать, не без ощутимого напряжения сил (сорри за каламбур) и был на сей раз страшно, жесточайше разочарован. Это было уже не просто многословие, это было уже самое настоящее словоблудие, такой, не убоюсь этого слова, словесный понос, что временами мне казалось, что аффтар просто издевается надо мной, четателем. Мысль, понятная с десяти-пятнадцати слов, с выматывающей регулярностью развозится на трёх-пятистраничный абзац. И так на протяжении всего текста.

Разочарованию моему не было предела. И так я и не понял, то ли это Достоевский так сильно изменился со времени написания "Идиота" до "Братьев Карамазовых", то ли я со времени прочтения от первого до вторых.

Теперь я вообще боюсь браться за перечтение "Преступления и наказания" и "Идиота" - а вдруг и в них разочаруюсь?? А ведь некоторые важные вещи Достоевского так и остались мной не прочтены - "Игрок", "Подросток".

"Подростка", я, правда, любил в телеверсии смотреть (6-серийный фильм Евгения Ташкова с Андреем Ташковым в главной роли) - но это уже совсем другая история...

дневник, литературоведение, личность

Previous post Next post
Up