О Раневской

Feb 27, 2007 14:57

Никогда не понимал феномена Раневской. Великая актриса и всё такое... Ну да, "Подкидыш" со знаменитым "Муля, не нервируй меня"... Ну да, "Золушка" с менее знаменитыми, но более тонкими "Ядовитый змей!" и "Не мешай нам веселиться!.." Но это всё - как бы сказать - ну, мило, что ли, в лучшем случае. Где тут гениальная игра?!

В театре я её вообще не видел - только в тех спектаклях, которые были отсняты для телевидения, но и там впечатлиться было особо нечем.

В общем, феномен оставался для меня непонятен.

И лишь когда с перестройкой и гласностью к нам пришла возможность ознакомиться с творчеством Раневской в жанре "мысли и афоризмы", лишь тогда поистине феноменальный масштаб этой личности обнаружился в полной мере. Я бы охарактеризовал Раневскую эпитетом "мастер срезающей фразы" - фразы, которая срезает наповал, которую, как справедливо заметил другой мастер афоризма, Жванецкий, "хочется крыть, а нечем", - можно только стоять с раскрытым ртом, обтекая.

Тогда я понял, что этот действительно великий человек, быть может, и впрямь был великой актрисой - просто с кино ей, как это часто бывает, не повезло, а в театре мне увидеть её не посчастливилось.

Далее под катом небольшая подборка фраз-высказываний-афоризмов и убойно смешных историй от Раневской. Тем, кто не знаком с этими кладезями, тщательно рекомендую ознакомиться. Ну а тем, кто наслышан, - ещё раз перечитать: там суровая мудрость человеческая.

О своих работах в кино: "Деньги съедены, а позор остался".

***

- Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность.

***

Вере Марецкой присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Любя актрису и признавая ее заслуги в искусстве, Раневская тем не менее заметила:
- Чтобы мне получить это звание, надо сыграть Чапаева.

***

Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила:
- Вас не шокирует, что я курю?

***

Когда Раневская получила новую квартиру, друзья перевезли ее немудрящее имущество, помогли расставить и разложить все по местам и собрались уходить. Вдруг она заголосила:
- Боже мой, где мои похоронные принадлежности?! Куда вы положили мои похоронные принадлежности? Не уходите же, я потом сама ни за что не найду, я же старая, они могут понадобиться в любую минуту!
Все стали искать эти «похоронные принадлежности», не совсем понимая, что, собственно, следует искать. И вдруг Раневская радостно возгласила:
- Слава Богу, нашла!
И торжественно продемонстрировала всем коробочку со своими орденами и медалями.

***

Это не театр, а дачный сортир. В нынешний театр я хожу так, как в молодости шла на  аборт,  а  в  старости  рвать  зубы.  Ведь  знаете,  как  будто  бы Станиславский  не  рождался.  Они  удивляются,  зачем  я  каждый  раз играю по-новому.

***

О коллегах-артистах:
- У этой актрисы жопа висит и болтается, как сумка у гусара.

***

- У него голос - будто в цинковое ведро ссыт.

***

Обсуждая только что умершую подругу-актрису:
- Хотелось бы мне иметь ее ноги - у  нее  были  прелестные  ноги!  Жалко  - теперь пропадут...

***

Однажды,  посмотрев на Галину Сергееву,  исполнительницу  роли  "Пышки",  и оценив  ее  глубокое  декольте,  Раневская  своим  дивным басом сказала,  к восторгу Михаила Ромма,  режиссера фильма:  "Эх, не имей сто рублей, а имей двух грудей".

***

Раневская забыла фамилию актрисы, с которой должна была играть на сцене:
- Ну эта, как ее... Такая плечистая в заду...

***

- Почему,  Фаина Георгиевна,  вы не ставите и свою подпись под этой пьесой? Вы же ее почти заново за автора переписали!
- А меня это устраивает. Я играю роль яиц: участвую, но не вхожу.

***

Узнав, что ее знакомые  идут  сегодня  в  театр  посмотреть  ее  на  сцене, Раневская пыталась их отговорить:
- Не стоит ходить:  и пьеса скучная,  и постановка слабая...  Но раз уж все равно идете, я вам советую уходить после второго акта.
- Почему после второго?
- После первого очень уж большая давка в гардеробе.

***

- Я была вчера в театре,  - рассказывала Раневская.  -  Актеры  играли  так плохо,  особенно  Дездемона,  что  когда Отелло душил ее,  то публика очень долго аплодировала.

***

- Ну-с,  Фаина Георгиевна,  и чем же вам не понравился финал моей последней пьесы?
- Он находится слишком далеко от начала.

***

Приятельница сообщает Раневской:
- Я вчера была в гостях у N. И пела для них два часа...
Фаина Георгиевна прерывает ее возгласом:
- Так им и надо! Я их тоже терпеть не могу!

***

Как-то начальник ТВ Лапин спросил:
- Когда же вы, Фаина Георгиевна, засниметесь для телевидения?
"После такого  вопроса  должны  были  бы  последовать  арест  и расстрел", - говорила Раневская.

***

В другой раз Лапин спросил ее:
- В чем я увижу вас в следующий раз?
- В гробу,- предположила Раневская.

***

Глядя на прореху в своей юбке: Напора красоты не может сдержать ничто!

***

Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.

***

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

***

Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко.

***

На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" - она привычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу".

***

Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.

***

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

***

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

***

Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

***

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

***

Когда некто, увидев «Джоконду», небрежно сказал, что прославленная картина не произвела на него впечатления, Раневская бросила: «Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет».

***

- Неужели я уже такая старая, - сокрушалась как-то Раневская. - Ведь я еще помню порядочных людей!

***

- Шатров - это Крупская сегодня, - так определила Раневская творчество известного драматурга, автора многочисленных пьес о Ленине.

***

В переполненном автобусе, развозившем артистов, после спектакля, раздался неприличный звук. Раневская наклонилась к уху соседа и шепотом, но так чтобы все слышали, выдала:
- Чувствуете, голубчик? У кого-то открылось второе дыхание!

***

За Раневской по одесской улице бежит поклонник, настигает и радостно кричит, протягивая руку:
- Здравствуйте! Позвольте представиться, я - Зяма Иосифович Бройтман...
- А я - нет! - отвечает Раневская и продолжает прогулку.

***

На вопрос одного из актеров, справлявшихся по телефону у Раневской о ее здоровье, она отвечает:
- Дорогой мой, такой кошмар! Голова болит, зубы ни к черту, сердце жмет, кашляю ужасно, печень, почки, желудок - все ноет! Суставы ломит, еле хожу... Слава Богу, что я не мужчина, а то была бы еще импотенция!

***

Однажды в театре Фаина Георгиевна ехала в лифте с артистом Геннадием Бортниковым, а лифт застрял... Ждать пришлось долго - только минут через сорок их освободили. Молодому Бортникову Раневская сказала, выходя:
- Ну вот, Геночка, теперь вы обязаны на мне жениться! Иначе вы меня скомпрометируете!

***

- Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами,- говорила Раневская, - что моль, живущая в в нем, никак не может научиться летать!
О копирайте:За исполнение  произведений  на  эстраде  и в театре писатели и композиторы получают авторские отчисления с кассового сбора.  Раневская как-то  сказала по этому поводу:
- А  драматурги  неплохо  устроились  -  получают  отчисления  от  каждого спектакля  своих  пьес!  Больше  ведь  никто  ничего подобного не получает. Возьмите, например, архитектора Рерберга. По его проекту построено в Москве здание Центрального телеграфа на Тверской. Даже доска висит с надписью, что здание это воздвигнуто по проекту Ивана Ивановича Рерберга.  Однако же  ему не платят отчисления за телеграммы, которые подаются в его доме!
Ну и напоследок потрясающей глубины и циничности философская мысль:Жизнь - это затяжной прыжок из пизды в могилу.

афоризм, личность

Previous post Next post
Up