Apr 02, 2014 15:25
Этот пост показывает фундаментальную историческую логику возникновения современной транспортной ситуации в городах России, предназначен для упрощения транспортных спецолимпиад в интернете.
После смены экономической и политической концепции в России начала 90-х возник повышенный спрос на пассажироперевозки с одновременной деградацией предложения по ним. Транспорт стал ходить реже (денег на ремонт и закупку стало не хватать), в часы пик возникала давка. Иногда проще и быстрее было прогулятся час пешком, чем дождаться и залезть в автобус.
Во второй половине 90-х в крупных городах появляются маршрутки. В них проезд чуть дороже, льготы и проездные не действуют. Первое время (ориентировочно до 2002-2003 года) проездные выступают рыночными регуляторами между муниципальным транспортом и маршрутками, их пока что выгодно покупать. Экономическая логика такова, что владеть проездным удобно при регулярных поездках с пересадками, а маршруткой пользоваться лишь при необходимости добраться быстрее. Люди, ездящие в основном без пересадок, склоняются к маршруткам из-за меньших интервалов и большей скорости движения, отказываются от проездных. Деградация муниципального транспорта продолжается, нужный автобус иногда можно ждать около часа.
В 2002-2003 году незаметно наступает переломный момент, когда проездные остаются актуальны только для пенсионеров, студентов и школьников (в силу дешевизны). Студент, едущий на маршрутке, воспринимается в это время шикующим. Работающие люди предпочитают маршрутки по уже очевидным причинам.
Как бы мы ни относились к путинской России, но общее благосостояние населения растет, а рынок наполняется дешевыми подержанными автомобилями. В некоторый момент цена 20-летних жигулей падает до квартального заработка рабочего. В это время деградация общественного транспорта уже достигает той точки, когда его перестают воспринимать всерьез. В автобус садятся только в том случае, если он удачно подошел и спешить некуда. Маршрутки в час пик забиты пассажирами, но увеличивать их количество уже невозможно, подобно дрожжам они достигли точки насыщения и уже просто убивают себя своей жизнедеятельностью. Иногда вполне буквально.
Наступает транспортный кризис. В 2009 году морозным утром мы не можем увезти ребенка в детский сад даже на такси. И еще раз. И еще раз. Мы приходим к решению купить автомобиль. Где-то в этот период в Омске происходит лавинообразный рост автомобилизации и пару лет спустя заторы уже вполне могут превращаться в пробки при стечении обстоятельств.
И когда кто-то говорит мне, что отношение к автомобилю в России неправильное, что нужно пользоваться общественным транспортом, и что отсутствие спроса на него приводит к его вымиранию, хочется отправить такого человека к психиатру.
city,
public,
auto