Религия как социальное явление

May 11, 2020 01:09


Хотелось бы еще потоптаться на тезисе о времени, о продолжительности возникновения понятий-категорий.

На мой взгляд, понятия Бога, веры, чуда, рая, греха и праведности создавались долго и трудно. Кстати, примерно в это же самое время в бурных обсуждениях мифов, путем написания стихов, баллад-песен и т. п. появилось современное понятие «любви вообще». Подозреваю, что и некоторые иные категории-понятия возникли примерно в это же время, но по ним не проводились специальные исследования.

Получается, что все эти темы богов всегда были в поле зрения «передовых людей своего времени», но именно возникновение христианства как главной крепы социума потребовало введение всех этих понятий в бытовое сознание ширнармасс; именно это «внедрение в массовое сознание» и ознаменовало появление религии как социального явления.

То есть из первобытных философских размышлений выделились такие мощные социальные явления, как:

- философия

- наука

- религия.

Именно в этом смысле религия не была основой первобытного мышления, ибо ее просто-напросто не было, не могло быть на раннем этапе развития Человека. Но пришел новый этап развития социума, и религия оформилась в отдельное социальное явление со своими структурами, идеологией, философией, понятийной базой, культурной наполняющей.

Мощным видом деятельности, даже индустрией, стала наука.

Вот только философию загнали на задворки общества; она перестала быть направляющей силой развития социума.

Если философия не превратится в некий мощный практически используемый инструмент общества в том или ином виде, то социум может и не выжить. И тогда уж точно мы все умрем. Хотя не хочется.

Повторю еще раз тезис про отсутствие религии в основе первобытного мышления.

Религия есть прежде всего социальное явление с мощным понятийным аппаратом и поддерживающей социальной структурой.

На создание всего этого - понятий, норм, социальных явлений - требуется время.

Так вот, я думаю, что на создание всего этого потребовалось время, за которое люди вышли из первобытного состояния. Иными словами, факт наличия социальных структур, обеспечивающих функционирование религии, свидетельствует о выходе из первобытного состояния. Зато мифы-обряды-ритуалы не требуют столь громоздкого аппарата поддержки; поэтому именно мифы обеспечивали функционирование мышления на этапе первобытном.

Пока все.

мифы, обсуждение, наука, эгрегор, research, религия, истмат, онтология

Previous post Next post
Up