Прежде всего хочу привелечь внимание к серии публикаций в жж О. Матвейчева. Они начинаются здесь
https://matveychev-oleg.livejournal.com/9627607.html, и продолжаются на толи 4 толи пять публикаций, и я еще все не прочитал. Первый текст подписан "Алексей Иванов". Понятия не имею, кто это. Текст написан в виде разной длины эссе-заметок: от пары страниц до двух предложений.
Но все это -- потрясающей глубины и красоты рассуждения о Боге и религии.
В любом случае, то, что я уже прочитал, мне очень понравилось и потому рекомендую.
Однако, я хотел бы использовать цитату оттуда, чтобы продолжить свои рассуждения о религии.
Вот цитата:
"У истоков Руси
Остров Руян. Святой гард Аркона. Храм бога Свентовита. Старый худой обросший седыми волосами жрец ведет беседу с вещим князем ругов-руян Халегом. Облака потемнели. Малиновое солнце спустилось к морю. Искрящаяся тропинка пробежала по трепещущей поверхности воды. На причале лучшие воины из руссов, ререгов и вэрингов готовят к далекому плаванию свои корабли.
- Великий бог Свентовит явился сегодня ко мне во сне, князь, и заявил о необходимости освободить нашу древнюю прародину от хазар, собрать все Руссии в одно государство и восстановить Асгард.
- Возможно ли это сделать? Злые духи тьмы разметали нас по лику земли. Мы служим разным государям. Мы отказались от великого учения Зороастра. Мы забыли свое прошлое, имена наших славных дедов и прадедов. Мы с трудом говорим на своем языке.
- Возможно, ибо Свентовит посылает тебе в помощники своего сына - Перуна.
- Перун - славный бог древних хеттов! Если он пребудет с нами, мы победим!
- В древние времена, когда еще не был разрушен Асгард, когда не был хитростью хазар уничтожен Русский каганат, Перун помог нашему великому предку Одину взять на меч Великий Остров.
- Теперь там господствуют дикие варвары.
- Да, но верящие в Одина, как в Бога.
- С чего же мне начать, о мудрый жрец?
- Великий бог Свентовит требует немедленно сменить династию на русском престоле в Киеве.
- Хакан южных руссов Оскольд - самый могущественный в нашем роде, самый славный. Он сумел восстановить Русь после ужасного погрома ее дикими унграми, он совершил удачные походы против хазар, против болгар, против ромеев. В чем его вина? Чем вызвал гнев он у Сварожича?
- Ты ничего не знаешь? Оскольд принял чужую веру, он предал наследие отцов, он отвернулся от великой истории непобедимого рода русского.
- Почему Оскольд это сделал, жрец? Что заставило его забыть предания дедов и прадедов?"
конец цитаты, источник здесь:
https://matveychev-oleg.livejournal.com/10154457.html?utm_source=3userpost Так вот, в цитате описана ситуация, где жрец ведет беседу с князем про геополитику.
Из разговора можно предположить, что князь слепо и безоговорочно верит в реальность всех этих богов и в то, что он, т.е. князь, должен обязательно выполнять предписания богов, переданные ему жрецом.
На таком понимании строится модель прошлого, и модель уровня тупости наших предков: вот, мол, как они слепо -- и явно тупо! - верили всем этим росказням, одетые в религиозные одежды. То ли дело, научные выкладки современных политологов! Сплошная наука и голимый Разум!
Строго говоря, даже если побуквенно такой разговор мог быть теоретически возможен в стародавние времена, работа интеллекта собеседников шла совсем иначе, чем это может показаться при буквальном принятии такого диалога.
Прежде всего, чтобы правильно оценить мотивы собеседников, надо вспомнить, что этот жрец из циататы был равен по социальному статусу князю, а в некоторых аспектах даже выше светской власти.
Во-вторых, когда мы приписываем этим людям свои представления о боге и религии, мы забываем, что их представления, их опыт знания, их эгрегор религии был в совершенно ином состоянии, чем у нас сейчас, то бишь был гораздо менее развит.
И в третьих, беседа идет между людьми, облеченными большой властью, и потому они строго следуют лекалам и шаблонам своего времени, приличествующим такому разговору. "Ваше Высочество, соизвольте положить голову на плаху, чтобы палачу было сподручнее! Вот так хорошо. Благодарю Вас, Ваше Высочество!"
В четвертых: на заре времен стиль общения был полон намеков, аллегорий и загадок; то бишь "лопату не звали лопатой" (Б Шоу?)
Фактически, приписывая нашим предкам низкий интеллект на основе своего анализа ситуаций и зафиксированных историей текстов, мы фактически проецируем недостаток своих знаний на реалии прошлого, одновременно приписывая предкам знания-оценки-ценности нашего времени.
Если я высказался недостаточно ясно, пожалуйста, попросите уточнить.