May 10, 2020 13:14
Напоминаю: тема, запустившая эту серию статей, называлась мифология и религия как основа мышления людей на заре цивилизации.
Краткое содержание предыдущих частей:
1. я не знаю, как зародился язык и произрастающие из него общество, власть, мышление. По совокупности «косвенных улик» Разум, Душа, Сознание было привнесено людям извне их сообщества; типа кто-то дал толчок к развитию Человека из животного; причем слово «толчок» искажает требуемое усилие, ибо это должен был бы быть долгий и муторный процесс выращивания нового явления из старья. По-моему, вряд ли это возможно путем «самозарождения». Поэтому у меня люди уже имеют готовый развитый язык и работающее общество людей на самых ранних этапах развития; фактически я проскакиваю этап зарождения мышления-языка-общества.
2. Главное, что отличает Человека от животного: Речевое Сознание; один из главных факторов функционирования речи и мышления есть появление такого феномена, как «эгрегор»: в результате многочисленных непрерывных самоповторяющихся актов поведения по поводу реалий общества появляются правила языка, правила общения, правила отношений внутри общества (управления-подчинения, власти). Эти правила, являющихся результирующей многочисленных актов отношений между людьми, воспринимаются ими как внешние обстоятельства непреодолимой силы, вынуждая людей подчиняться этим правилам.
3. Люди интуитивно чувствуют важность регулярного воспроизводства всех этих правил и, т.о. в целом поддерживают самовоспроизводство эгрегоров.
4. Функционирование эгрегоров в общем является одним из главных механизмов работы общества и всех его аспектов.
5. Мифы, легенды-сказки, обряды, устное народное творчество есть форма поддержания работы эгрегоров в дописьменном обществе. «Дописьменное» не означает «менее развитое» или «более глупое». Поголовная грамотность изменила формы жизни эгрегоров, привела к изменению механизмов управления обществом, дала новые возможности и уничтожила старые механизмы.
6. Степень ума, способность к разумному поведению остается у людей на одном и том же уровне в течение всех лет существования человечества; это константа, которая видоизменятся по форме, но остается почти неизменной по существу. Другими словами, мы не умнее своих предков, как и они не глупее нас. Наличие смартфона не делает человека умнее. Зато возможности общества в целом решать разного рода задачи существенно меняются; существует множество древних артефактов, которые невозможно воспроизвести при нынешнем уровне и форме развития цивилизации.
Я обещал про религию, и я про нее скажу. Но сначала надо ввести еще одно представление, один из нюансов работы эгрегоров.
Как известно, эгрегор есть продукт многих-примногих актов коммуникации между людьми по поводу важных аспектов жизни.
Следовательно, на формирование эгрегора уходит некое время.
Во-вторых, и это новинка: раз эгрегор проявляется только как активность (речевая, двигательная, что еще?) людей, а люди все разные, то отдельные люди могут подумать, что надо некий акт (текст) повторять непрерывно и везде, где только можно. И их безудержное повторение неких актов обеспечивает превалирование неких эгрегоров, их содержания, над другими, что делает этот эгрегор сильнее, тогда и его действие усиливается.
Группа лиц, понимающие механику эгрегоров, могут значительно изменить эгрегориальную картину общества и добиться нужных им изменений в этом обществе.
Хотя большинство моих Читателей об этом уже давно знает.
Отсюда следует понимание феномена Религии.
Религия требует оперирования рядом понятий и концепций, таких как Бог и его свита, чудо, вера, рай-ад, свой набор общественно значимых ценностей (кредо, заповеди).
Религия содержит большой набор онтологий и способов их поддержки; религия есть мощнейший мировоззренческий инструмент; плюс религия обосновывает-поддерживает морально-этические нормы.
Все эти онтологии, концепты, понятия, нормы не могли появиться сами по себе; на их выработку человечество потратило уйму человеко-часов в спорах и обсуждениях. Любопытно, что все эти споры прошли на наших глазах именно в письменную, средневеково-античную, эру нашей цивилизации.
До детального и долгого обсуждения всех этих понятий - Бог, вера, рай, грех - этих понятий просто не существовало. Люди их создали в процессе бурного обсуждения.
Этому обсуждению поспособствовала письменность. Были созданы книги, а именно Библия, Тора, Коран, а вокруг них собрались монахи и клирики и очень долго и бурно все это обсуждали. А потом потребовали от людей приходить к ним (клирикам), чтобы слушать их толкования всех этих религиозных эгрегоров.
Буддизм, ведизм, конфуцианство не есть религии, ибо там нету Бога и никто не заставляет верить в Будду или Конфуция.
Зато на основе этих священных текстов ( Библия, Тора, Коран) была построена современная цивилизация. В этом смысле авраамические религии оказались очень полезными для социума.
Это еще не все.
аналитика,
речевое сознание,
мораль как основа рациональности,
религия,
мышление,
мысли впрок,
новая хронология,
онтология,
mind model