Третий тип объекта

Nov 20, 2015 20:58

(продолжение )

Предыдущий пост я звкончил словами:

Итак, для удобства рассмотрим наш объект на примере Языка.

Каковы его материальные носители?

Это - люди и тексты.

Признаю, что неправильный задал вопрос. Надо было так:

Итак, для удобства рассмотрим наш объект на примере Языка.

Что такое Язык как научный объект?

Он не сохраняет свои основные характеристики (размер, структура) наподобие куска мрамора.

Он не сделан из живой ткани, как животные.

Язык нами мыслится как продукт психической деятельности людей и потому - по «здравому смыслу» - должен был бы быть легко подвержен влиянию любого человека. Однако, создается впечатление, что Язык командует людьми, а не наоборот; т. е. мы ищем в языковых справочниках указания, как правильно использовать язык.

Итак, имеем явление, когда миллионы разно-направленных («строго индивидуальных»!) воль отдельных частиц (в данном случае - людей) результируются в силу, противостоящую каждому из отдельных составляющих ее компонентов.

Только что описанная картина - масса разнонаправленных частиц, беспорядочно снующих туда-сюда - очень напоминает броуновское движение, если каждую мелкую частицу этого броуновского движения представить как отдельного человека.

Общая картина броуновского движения - или человеческого общества, или языка - предстает наблюдателю, когда он(а) встает над этой картиной, когда наблюдатель абстрагируется от планов и намерений движения каждой отдельной частицы.

При всем сходстве наблюдаемых картин - броуновского движения частиц или жизни общества - есть разница между устройством той среды, где движутся молекулы и где - люди.

В случае физической картины мира Наблюдатель решает, что сделать с каплей воды, содержащей наблюдаемые частицы.

В случае Общества (Языка, Власти, Мышления) внешняя сила, воздействующая на людей, единственным своим источником имеет самих этих людей.

Одна из проблем, мешающая людям осознать, понять, представить соотношение действующих сил, частиц и среды состоит в соразмерности Наблюдателя и наблюдаемого.

Грубо говоря, можно весь мир поделить на три уровня соразмерности: микро-, макро- и мега-. Классическая наука очень уверенно работает в пределах макро-мира; человек-наблюдатель также детище макро-мира в Природе № 1. Жизнь микро-мира (атомы, электроны, кванты) как и мега-мира (галактики и звезды) человеком скорее угадывается.

В случае общества (Природы №2) люди - детище микро-мира; мы достаточно точно регистрируем свои личные чувства (уровень микро-мира); про устройство макро-мира (язык-общество-власть) и мега-мира (история, цивилизации) мы лишь догадываемся.

Подведем итоги описания третьего типа научного объекта.

Есть объект, существование частиц которого создает среду, поддерживающую, обеспечивающую жизнедеятельность этих самых частиц-родителей. Получается, что базовая клетка, минимальный компонент такого объекта должен включать не только исходную частицу, но и связи этой частицы с совокупностью других таких же частиц и результатом их жизнедеятельности.

Ну и где после этого находится мышление?

Собственно, последний вопрос к Савлу. Я ему обещал рассказать про мое видение проблемы "мышление находится вне человека"

метафизика, исследование, речевое сознание

Previous post Next post
Up