формирование словаря

Feb 19, 2014 00:55



В целях понимания работы речевого сознания я предложил рассматривать его (речевое сознание) как единый процесс, управляемый из двух центров: Рассудка и Оценочно-волевого.

Рассудочный центр, заведующий речью и являющийся центром управления второй сигнальной системы, достаточно молодое образование. По сравнению с чувственно-волевым. По наблюдениям биологов сложные поведенческие наборы у одного и того же вида птиц могут либо передаваться генетически, и тогда некоторые новые особи, лишенные контакта с родителями, демонстрируют навыки, приобретенные их родителями (например, нахождение некоторых видов насекомых), а некоторые - нет. Нечто подобное, похоже происходит и у детенышей человека с речью и связанными с ней навыками: одни быстрее и легче других продвигаются в освоении речевых приемов, использовании языка.

Однако, речь - сугубо общественный вид навыка, и без общества вообще не появляется.

Весь человеческий рассудок, интеллект замешан на речи и противостоит другой стороне сознания, основанной на чувствах (слух, зрение и т. п.) и эмоциях. Речевой центр, отвечающий за Рассудок, очень несамостоятелен и эмоции вместе с оценками и прочими чувствами очень плотно его опекают; опекают настолько плотно, что я утверждаю, что речевой аппарат работает на кооперации обоих центров. Однако прослеживаются примеры того, что можно отключать Рассудок от эмоций и чувств, хотя все техники по достижению этого - высшая школа пилотажа на сегодня.

Одна из причин этого - работа Рассудка крайне энергозатратна. Где-то читал такие цифры, что в процессе думания мозг забирает от 40 до 70% всего питания организма. И тогда умные детки растут очкариками-задохликами. Но организм стремится к максимальной экономии, и система чувств и эмоций помогает убыстрять процесс порождения речи и думания, путем избегания включения Рассудка вообще или путем избегания включения его на полную мощь. Основан этот прием на системе штрихкодирования слов и понятий, используемых для думания. Для штрих кодирования слов и понятий используются чувства и эмоции, которых гораздо меньше, чем слов: вместо 2 миллионов слов - сотня-другая основных сигналов-оценок как чувственных маркеров. Плюс наготове держатся основные, уже наработанные предыдущим опытом схемы рассуждений, что еще более ускоряет процесс делания выводов и принятия решений.

Расмотрим несколько путей формирования рассуждений.

Начинается все с введения слова-понятия в сознание. Все происходит элементарно: многократное зрительное предъявление предмета и его называние. Скажем, это понятие «мама». Строго говоря, чисто словесное оформление понятия просто и примитивно до безобразия: две фонемы и образ. Само слово, его звучание предельно абстрактно и потому безсмысленно. Наполнение и законченность слову дает именно чувственная сфера: данному набору звуков придается эмоционально-оценочный маркер, который содержит в себе и такой сигнал: данный набор фонем имеет полный и законченный смысл, выраженный таким-то набором маркеров. Похоже, что именно маркер «смысла» и соединяет рассудок с чувствами, оправдывает совместную работу обоих центров по обеспечению Рассудка. Человек ощущает, что он(-а) «понимает» предъявленное слово при считывании маркера.

На мой взгляд, сама речь, словарный запас плюс грамматика - набор предельно рыхлых наборов определений и правил. Отсюда все наши попытки проникнуть внутрь языка путем рассуждений приводят к тому, что мы начинаем путаться в определениях и неточностях понимания. Однако в во воремя течения потока речевого сознания маркер «понимания смысла» отключает наши попытки определить каждое следующее слово, потому что это может никогда не кончиться. Фактически наша речь полна тавтологии и неполных определений; строго говоря мы никогда не можем дойти до конца цепочки определения определений; в итоге мы так и оперируем этими наборами неточных наборов сем (мельчайших единиц смысла). Лишь маркер «понимания», привнесенный из сферы чувств, останавливает это угулубление в смысл, ставит точку, говоря: все, это и есть конечный смысл данного слова.

Создатели искусственного сознания имеют дело именно с этим бесконечным рыхлым набором понятий-сем, которые сами по себе имеют очень мало смысла. И они не могут выйти их этого порочного круга. Я пытался одному такому программисту искусственного мозга продать идею введения пары сотен маркеров-сем, из которых состоят все остальные слова. Он наотрез отказался принять идею, заявив, что это невозможно, ибо не смог представить как можно ограничить комбинаторику исходных сем, да и сам исходный набор не мог ограничить сотней единиц, пытаясь меня убедить, что возможно только бесконечное (или безмерно большое, гораздо более 2-х миллионов) сочетание. Идея необходимости придумать механизм ограничивания сочетаний его почему-то не устроила: он отказался обсуждать причины этого своего вывода. Для справки: этот программист уже много лет занимается созданием программ по имитации модераторов на форумах.

Надо заметить, что начав с первых слов-понятий, человек на этом не останавливается и продолжает пополнять свой словарный запас и опыт речевого общения. Постепенно это приводит к появлению новых способов пополнения словаря и способов оперирования словами.

Продолжение, бог даст, следует....

речь, лекция, сознание, исследование, интеллектуальные средства, речевое сознание

Previous post Next post
Up