Jan 09, 2014 13:24
Итак, мы выделили два центра управления рассуждением: один скорее всего напрямую законтурен в систему чувств, в физиологию человека, что позволяет нам рассуждать о мышлении образами и возможности «чувствовать» слова, представлять текст как музыку или цветовые гаммы. В этом мы близки животному миру, и потому наши собаки «все понимают, только сказать не могут.»
Одновременно с этим есть еще один центр регулирования рассуждений. Его деятельность настолько далека от анатомии-физиологии, что трудно сказать, что является ее материальной средой, если таковая вообще есть. Но именно эта часть заведует речью, которой обладает только человек. И именно на этой, речевой, части и зиждется наше пресловутое Мышление, наш Разум. В нем лежит весь наш пресловутый Интеллект.
Хотя, без остальной части - эмоции, чувства, оценки - Интеллект явно не может существовать.И я собираюсь показать в деталях как они совместно работают.
Еще одно свидетельство удаленности нашего Разума, нашей Речи от физиологии нашего организма в том, что по мозгу человека, его нейронам, синапсам и т. п., невозможно определить, на каком языке говорило это тело. Так же непонятно, как одна и та же структура мозга позволяет появляться и существовать таким разным языкам, и довольно часто внутри одной и той же черепной коробкой.
Тем не менее, есть связь между эмоционально-чувственной стороной человека и его рассудком: рассуждения сопровождаются сильными эмоциями. Прорывное рассуждение, финальный вывод сопровождается неким эмоциональным потрясением.
Свидетельство этому сегодня - рассказы тех, на ком материализовывалась финальная работа машины мышления на ОДИ (организационно-деятельностных играх в практике СМДМ).
Дальнейший план изложения представляется таким: отдельно рассмотреть устройство, работу и функции каждого центра, а затем перейти к описанию их координации.
Холодно-рассудочный центр рассуждений, собственно, и использует эти самы ИИ, про которые я веду речь. Именно эту часть Разума пытаются воспроизвести, создавая искусственный интеллект. Все провалы по машинному мозгу проистекают из игнорирования его второй составляющей - воли, эмоции и оценок
Но, как и все остальные качества человека, использование ИИ требует навыка. То есть, чем больше у человека опыта в использовании конкретного ИИ, тем успешнее это использование.
Следовательно, это можно тренировать.
Что я и сделал, ведя в школе шахматный кружок.
Описание: с сентября я проводил среди первоклассников 2-3-х часовые уроки по шахматам раз в неделю. Я показывал ходы, затем учил ставить мат двумя ладьями, ладьей и ферзем, одной ладьей. Принимал экзамен по постановке мата. После трех занятий проводил туриниры на 4-й (самый начальный) разряд. При этом я не разрешал думать над ходом более 10 секунд. Для контроля начинал считать громко вслух. Конфилктов это не вызывало, со временем сверх-длинное раздумывание, так характерное для начинающих шахматистов, пропало, необходимость в подталкивании ушла. К Новому году, после завершения первого турнира, занятия по шахматам стали факультативом: приходили играть только желающие. Им я начал показывать основы дебюта, решать несложные задачи, анализировать их партии, проводить турнир на 3-й разряд. К концу года наша команда первоклашек (5 человек) заняла первое место по городу среди начальной школы, наши девочка и мальчик стали чемпионами города. Их я передал в кружок городского Дворца Пионеров, где их вел уже мастер спорта по шахматам.
По-моему, благодаря концентрации их практики на выигрыше партии при моем подробном объяснении, что такое выигрыш и как его можно достичь, они получили в количественом отношении на единцу времени очень высококонцентрированную практику в применении навыка думания на тему выигрыша в шахматы..
Еще раз подчеркну важность высокой концентрации тренировки: благодаря моему требованию делать ход каждые 10 секунд малыши за одно занятие успевали сыграть друг с другом до 10 партий. В результате они набирали материал для "дикой" рефлексии стратегии и тактики. Если бы мои студенты уже знали, что такое сознательная, целенаправленная рефлексия и как ее применять, то результаты могли быть еще лучше. Скажем, я бы мог получить игроков 1-2 разряда за учебный год почти поголовно, 80-90% учащихся любого класса любой школы.
На этих же принципах высококонцентрированной тренировки навыка решения задач основана методика великого донецкого педагога В.Ф. Шаталова. При этом он также использовал и развивал навык обобщенного взгляда на вещи, систематизации знаний, схематический подход (мышление схемами, столь присущее Канту), визуализация. В результате он преодолевал все психологические препоны на пути обычного, индивидуального пробивания через все эти преграды и его ученики получали дополнительный заряд благодаря успешному обучению.
Когда учитель не ставит двойки, не дает дом задание и как-то еще «облегчает» жизнь учащегося, старясь убрать стресс ошибок-неудач, это не решает задачи, потому что все равно опыту надо набираться и при этом неизбежны (и даже нужны) ошибки. Правильнее - сделать так, чтобы ошибки и рефлексия по ним ушли из сегмента социальной значимости этих ошибок и остались чисто в неэмоциональной сфере процесса обучения. И это можно достичь специальной организацией учебного материала, времени и работы по ним.
мышление,
лекция,
рефлексия,
рассуждение,
исследование