Единственный американский турбовинтовой "стратегический транспортник" (в отличии от средних машин вроде С-130, класс тяжелых в американцев представлен большей частью реактивными машинами, впрочем если так посмотреть, у нас тоже, среди тяжей турбовинтовой один - Ан-22). Самолет спроектировали согласно требованиям USAF's Logistic Carrier Support System SS402L к новому перспективному транспортному самолету, потребность в котором стала очевидной после войны в Корее. На момент создания это был наибольший транспортный самолет среди всех построенных в США.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/113310/113310_600.jpg)
Первый полет машина совершила 23 апреля 1956 года, причем разработчики так были уверены в успехе, что прототип не строился - полетел уже первый серийный образец С-133А (а может просто денег не было лишних). Год спустя, в 1957 он был передан в эксплуатацию Military Air Transport Service. Серийное производство самолётов закончилось в 1961 году, всего построено 50 экземпляров (32 в модификации C-133A и 18 C-133B - с более мощными двигателями и двухстворчатыми дверями грузового отсека ) - для сравнения Ан-22 построено тоже примерно столько же - 68 машин.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/113432/113432_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/114530/114530_600.jpg)
Машина существенно отличалась от своих предшественников C-74 Globemaster и C-124 Globemaster II - высокоплан, большие обтекатели для шасси по бокам фюзеляжа, сочетание рампы в хвостовой части фюзеляжа и большого люка сбоку для погрузки. Герметичный и обогреваемый грузовой отсек имел длину 27 м ,высоту 3.5 м, объём - 1210 м³.
На раннем этапе эксплуатации C-133 установили несколько мировых рекордов, лишь один из которых, однако, был зарегистрирован официально: в декабре 1958 года Cargomaster поднял груз массой 53 480 кг на высоту 3000 м.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/114860/114860_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/115137/115137_300.jpg)
C-133 сначала использовались в основном для перевозки баллистических ракет «Атлас», «Титан», «Минитмен». В своих целях их применяло и НАСА. Во второй половине 60-х флот С-133 отличным образом себя зарекомендовал во время войны в Вьетнаме и находился в эксплуатации до начала 70х годов, когда их заменили новые С-5А Galaxy. Кроме того, их износ оказался больше ожидаемого, и полностью выработавшие ресурс машины (изначально ресурс был назначен в 10000 часов, позже продлен до 19000) были порезаны на металл, почти сразу после их доставки на авиабазу Davis-Monthan Air Force Base в Аризоне (известная база хранения и кладбище самолетов) - правда стоит отметить что 9 машин осталось для различных авиамузеев, где их можно наблюдать и поныне.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/113732/113732_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/114036/114036_300.jpg)
Характеристики (в скобках цифры для модификации С-133В):
Экипаж - 6 человек
Длина, м - 48,0
Размах крыла, м - 54,78
Высота, м -14,7
Площадь крыла, м² - 248,32
Масса пустого, кг - 54550 (49631)
Максимальная взлётная масса, кг - 129700 (130000)
Масса полезной нагрузки, кг - 50 000
Двигатель - Пратт-Уитни T34-P-7WA (T34-P-9W)
Мощность, кВт / л.с. - 4×4849 кВт / 6500 л.с. (4×5586 кВт / 7500 л.с.)
Максимальная скорость, км/ч - 580 (578)
Крейсерская скорость, км/ч - 525 (519)
Практическая дальность, км - 6480 (6590)
Практический потолок, м - 9150 (9800)
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/114212/114212_600.jpg)
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Douglas_C-133_Cargomasterhttp://en.wikipedia.org/wiki/Douglas_C-133_Cargomaster