Настольная игра Зоолоретто является замечательным примером того, как из небольшой идеи можно сделать большую коробку. Почти десятилетие назад, в 2003-м году, Михаэль Шахт выпустил небольшую карточную игру Колоретто. Суть игры состояла в том, что игроки по очереди совместно раскладывали в несколько стопок цветные карты, а затем разбирали их, получая очки в зависимости от собранных цветов. Игра получила теплые отзывы критиков, обосновалась в TOP100 лучших семейных игр на BGG и даже была рекомендована на SdJ’2003. Долгое время игроки по всему миру наслаждались этой маленькой игрушкой, которая, к сожалению издателей, была самодостаточна и в расширениях не нуждалась.
Шли годы, точнее четыре долгих года, и в 2007 году выход был найден - создать на основе механики Колоретто большую игру с пандой (панд любят все, это в издательстве понимали) на коробке под названием Зоолоретто. Игра стала неимоверно популярной, получила таки SdJ’2007 (тогда номинации еще не делились на гиковскую и семейную), но, самое главное, к игре можно было наклепать нужное количество дополнений и спионфов. В результате появилось несколько расширений и самостоятельные игры Зоолоретто Мини и совсем свежая Зоолоретто на кубиках. Имеется даже вполне сносная цифровая версия на ПК. А совсем недавно крупнейшее российское издание
Hobby World выпустило отечественную локализацию. И хотя игра полностью языконезависима, иметь свою родную Зоолореточку все-таки приятно.
Писать в очередной раз обзор игры, про которую и так уже не писал только ленивый, смысла большого не вижу. Но если в двух словах, то суть такова, что игроки выступают в роли директоров зоопарков. Каждый ход состоит из двух этапов: сначала совместно загружаются грузовики с животными, монетами и ларьками, а затем игроки забирают по одному грузовику, заселяя вольеры животными, расставляя по периметру парка ларьки и набивая карманы деньгами. В каждом вольере могут быть животные только одного типа, пары производят потомство в виде дополнительного жетона детеныша, а заполнив всю жилплощадь вы получаете немного призовых монет. Есть еще возможность купить дополнительный вольер (полный аналог третьего бобового поля из Бонанзы, даже стоит столько же), переселять животных и проводить простенькие финансовые операции. Если по какой-то причине животное не может занять место в вольере, оно идет на склад и приносит в конце игры штрафные очки. В общем, перед нами тот самый Коолоретто с небольшими вкраплениями из разных игр и огромным потенциалом. Такие вот будни директора зоопарка.
Настольная игра Зоолоретто. Игровое поле: наше и их.
В целом игровой процесс вполне соответствует тому, что ожидаешь от семейной игры. Однако из-за весьма небольшого влияния случайных факторов, детям и начинающим игрокам достаточно сложно выиграть у более опытных партнеров. По-сути случайность возникает только при получении очередного размещаемого на машинах жетона. С другой стороны предусмотренные в игре действия достаточно очевидны и, в некоторой степени, линейны. На ум приходит только одна “не прямая” стратегия, о которой, впрочем, сказано прямо в буклете правил: взять животное, которое очень необходимо одному из оппонентов, чтобы потом получить от него монетку. В остальном все очевидно: загрузили грузовики - поделили животных и т.д. до победного конца.
Но что это я все об игровом процессе, ведь для семейной игры оформление играет тоже очень важную роль. Кавайную панду я уже упоминал. Остальные животные тоже подобраны с расчетом на охват как можно большего числа континентов: тут есть кенгуру, шимпанзе, слоны, зебры, фламинго... В общем все, чтобы удивить маленького игрока. Поля зоопарков и жетоны выполнены очень красочно и радуют глаз. Однако стоит отметить небольшое отличие между оригинлом AbacusSpiel и локализацией Hobby World, которое касается деревянных компонентов. В отечественном издании деревянные плашки машин и монеты заменены картонными элементами. Лично мне больше нравится дерево, зато нарисованные автомобили выглядят гораздо живее коричневых болванок. Так что тут решать вам самим.
Настольная игра Зоолоретто. Грузовики: наши и их.
Не могу отнести себя к поклонникам игры, но и отрицать ее влияние на индустрию в целом тоже было бы глупо. Мне играть в Зоолоретто, выполняя одни и те же очевидные действия, скучно. Например, Каменный век, который по большей части тоже весьма однообразен, выигрывает за счет большого количества бросков кубиков. Конечно, в Зоолоретто тоже есть возможность оценки рисков, когда вы остаетесь один на один с мешочком и полупустым автомобилем. Что делать в данной ситуации: продолжать тащить жетоны или взять гарантированный груз? Но какого-то, даже минимального, всплеска адреналина от этого не происходит. С другой стороны игра учит планированию, расчету и приятно выигрывает за счет тематики. Лично я бы рекомендовал Зоолоретто только самым начинающим игрокам и исключительно для семейных посиделок. В этом случае игра игра отлично подойдет. А для остальных случаях есть Финка, Каменный Век, Замок на все времена или Столпы земли (последние два, конечно, уже будут посложнее).